Циклическая природа бытия

Вишна
Некоторые из инкарнаций индуистского божества Вишну. Индуисты верят, что Вишну является в трудные времена в десяти различных инкарнациях.

Во всех трех ведических религиях жизнь (бытие в целом) считается циклической. Они рассматривают вселенную как сущность без начала и конца, но заключенную в замкнутый круг повторных циклов рождения, роста, увядания и смерти, снова приводящей к рождению. Такое воззрение особенно относится к странствию личности по жизни, но объясняет также и творение в целом, как возникает любая жизнь и все вселенные, когда-либо существовавшие или которые возникнут в будущем. Даже будды, боги и божества подвержены этому циклу возрождения. И нет никакого Создателя, равно как и не будет окончательного Судного Дня. Напротив, каждый цикл жизни или вселенной имеет свое начало, середину и конец, но лишь с тем, чтобы продолжиться в следующей жизни.

Мировой цикл длится миллионы лет. В традиционном буддийском описании представляется гора пять километров высотой и пять километров шириной. Лишь раз в сто лет приходит человек и стирает горный склон лоскутком нежнейшего шелка. Так эта гора будет стерта целиком быстрее, чем занимает один цикл возрождения мира. А мир увядает оттого, что переполняется алчностью, гневом и ненавистью, и, когда он умирает, на его место приходит другой мир.

Реинкарнация

Циклическая природа бытия на личностном уровне выражается в идее реинкарнации. Это убеждение, общее для всех трех ведических религий, заключается в том, что душа или сущность индивида время от времени возрождается в различных телах или формах. В классическом индуизме каждая душа (атман) проходит 84 000 реинкарнаций, постепенно восходя от самых низших форм жизни, от насекомых, к человеку и далее, к полубожеству, пока окончательно не достигнет единения с Верховной Природой бытия.

«Что помнит человек о своем существе, покидая свое тело, то возродится без изъяна». (Бхагавад-гита, 8.6)

Иными словами, восприятие души на момент смерти скажется на последующем существовании: если сознание сосредоточено на простом животном существовании и удовлетворении животных желаний, то последующая жизнь перейдет в тело животного.

Все три религии ищут пути к высвобождению из цикла реинкарнаций. Реинкарнации вызываются кармой, но являются также средством, с помощью которого карму можно устранить. В джайнизме, например, душа или иллюзия души может быть освобождена от рождения, смерти и возрождения путем аскетизма и полного воздержания от насилия. В буддизме же считается, что карма порождается привязанностью к своему существу; когда исчезает эта привязанность, прекращаются и реинкарнации.

Мокша и нирвана

В индуизме и джайнизме состояние свободы или избавления от цикла рождения и смерти называется «мокша», а в буддизме — «нирвана».

Мокша означает «освобождение», и это отражает ее смысл в индуизме и джайнизме. Это момент освобождения от оков цикла реинкарнации.

Когда душа освобождается, она воссоединяется с Наивысшим и таким образом обретает существование у изначального истока всей жизни.

В буддизме подразумевается освобождение от страданий и иллюзий; это отрешение от ощущения себя и познание мудрости и сострадания. Слово «нирвана» изначально означало «задувание» — как ветер, задувающий свечу.

В махаяническом буддизме, с его буддами-спасителями и бодхисаттва-ми, нирвана становится определенным местом или состоянием непрерывного существования, превыше законов кармы и реинкарнации. В некоторых традициях оно называется еще более ясно: Чистая Земля, место высшего счастья, в котором душа обитает без страха возрождения.

Атман

В основе наиболее существенных расхождений между различными ведическими верованиями стоит вопрос о существовании души. На санскрите она именуется «атман», что изначально означало «дыхание», но впоследствии понятие расширилось и стало обозначать истинную и извечную «душу» каждого существа.

Индуисты верят, что из одной инкарнации в другую переходит именно атман, вокруг которого образуется карма. Атман происходит от «дыхания» Наивысшего и является его выражением. В конце всех инкарнаций атман, очистившийся ото всего, воссоединяется с Наивысшим.

«То истина; подобно тому, как пламя источает тысячи искр, маленьких огоньков, мой ищущий собрат, от Бога, неиссякаемого, происходит все многообразие форм жизни, и воистину они возвращаются к истоку». (Мундакопанишад II, 1.1) В буддийском учении душа непостоянна: в ней нет непреходящей индивидуальности, или «дыхания». Поэтому буддизм ищет преодоления иллюзии души или ощущения себя, которое порождает инкарнацию за инкарнацией. Когда эта иллюзия разрушается, оковы кармы и мнимого постоянства исчезают, и становится возможна нирвана — наивысший покой, и реинкарнации прекращаются.

Окончательное освобождение

В ведических верованиях существует много путей, ведущих к избавлению от реинкарнации. В зависимости от исповедуемого пути окончательное освобождение может называться единением с Богом, возвратом к мировому духу, наи-высшим покоем или угасанием всех желаний.

В ведических религиях осознается сложность описания таких явлений, как мокша и нирвана, языком нашего мира. Эта проблема нашла отражение в буддийской притче о черепахе и рыбе: «Черепаха и рыба жили в море бок о бок. Однажды рыба попросила черепаху сходить на сушу, погулять там, а потом вернуться и рассказать рыбе, на что там похожа жизнь. И черепаха выползла на берег. Она прошлась по горячему песку. Она перебралась через мелкий ручеек и попробовала забраться на высокое дерево. А через какое-то время она вернулась в море к своей подруге рыбе. «Итак, — сказала рыба, — поведай мне о том, что видела».

«Что ж, — сказала черепаха, — сухой песок не похож на влажный. И дышится на воздухе совсем не так, как под водой. А прогулка по траве вообще не похожа ни на что из того, что есть в море...»

Рыба перебила ее в нетерпении: «Зачем говорить, на что это не похоже. Скажи лучше, на что похоже!»

И черепаха ответила: «Как я могу? Ничто из того, что ты знаешь, не похоже на то, что там. Все, что я могу, так эго рассказать, что в твоем мире не так, как в другом».


Поделиться ссылкой