Дао и учителя

В период с V по III век до н.э. в Китае возникло много философских школ. Это время вошло в историю как эпоха Сотни Школ. Большинство из этих школ уделяли особое внимание значению и важности дао. Наиболее значительными книгами, написанными в этот период, были «Дао Де Цзинь» Лао-цзы, книга мудреца Чуань Цзы и писания Кунг Фу цзы (Конфуция).

Лао-цзы и Чуань Цзы

Имя Лао-цзы означает «Старый мастер», но, хотя он является самым знаменитым китайским мудрецом, о нем известно очень немного. Возможно, он и не писал «Дао Де Цзинь», но многие высказывания связаны с его именем. О Чуань Цзы же мы знаем из того, что он сам приводит много историй о себе в своей книге.

Конфуций

Личность Конфуция хорошо описана в истории не в последнюю очередь благодаря тому, что его последователи часто выступали против даосизма. Конфуций жил в 551-479 годах до н.э., но при жизни его учение не принесло ему плодов. И только после его смерти его ученики постепенно обретали влияние и власть как философы и чиновники нарождавшейся Китайской империи. Конфуций учил, что дао проявляется в порядке и иерархии. Если каждый будет повиноваться тем, кто выше его, и править по справедливости теми, кто ниже, то Небо и Земля будут находиться в гармонии. Конфуций подчеркивал, что дети должны повиноваться отцам, жены — мужьям, люди — императору, а император — Небесам.

Конфуций считал даосизм учением эмоциональным, нерациональным и мистическим, а даосы считали учение Конфуция бюрократическим и имперским. Тем не менее именно жесткая иерархическая система, созданная конфуцианством, определяла вид власти в Китае в последующие более двух тысяч лет.


Поделиться ссылкой