Даосизм содержит некоторые элементы шаманизма, древнейшей религии Китая, которая включает в себя веру в существование двух миров: физического и духовного. Общение с духовным миром осуществляется при помощи шаманов, которые для этого входят в состояние, подобное трансу.
Шаманизм пришел в Китай из Сибири в очень далекие времена — возможно, более 10 000 лет назад. Его основные идеи: сообщение между физическим и духовным мирами, а также существование шаманов, могущих принимать обличил животных, — пронизывают китайскую религию и по сей день. Старейший из сохранившихся китайских религиозных текстов, «И Цзин», книга предсказаний, впервые был написан шаманами, получавшими вести из духовного мира, в которых давались ответы на вопросы вождей племен.
«И Цзин» датируется примерно 1000 годом до н.э. В ранних китайских мифах герои-основоположники китайской культуры часто бывают наполовину людьми, наполовину животными. Двое самых великих, Фу си и Юй-ва, имели обличив змеев. Другие могли превращаться в медведей — традиционное для шаманизма животное. Так было в случае с героем-полу-богом Юем, который десять лет сражался за господство над Желтой рекой. Примерно до 1500 до н.э. шаманы были жрецами-правителями во многих областях Китая. Затем они стали главными жрецами при светских правителях и были таковыми до расцвета конфуцианства, пришедшегося на IV-I века до н.э. Конфуцианцы ненавидели спонтанные, основанные на экстазе шаманские откровения и лишили шаманов власти.
Многие из шаманов жили в таких местах, как великие священные горы.
Даосизм возник как самостоятельная религия в 1 веке нашей эры и обещал исцеление, благополучие и общение с божествами. Во многих своих аспектах это был видоизмененный шаманизм с усовершенствованной космологией.
Фэншуй используется для установления или поддержания равновесия инь и ян в какой-либо местности. Это древнее искусство также является способом выявления потоков ци в домах и над природными объектами. Фэншуй основан на концепции, что мир живет благодаря силе, которая придает форму земле и всей жизни на ней. Когда люди строят дом, роют могилу или прокладывают дорогу, они должны искать гармонию с потоком энергии, окружающим их, чтобы здания облагораживали ландшафт, а не доминировали в нем.
Борьба с призраками и злыми духами — существенный аспект даосизма, и все его великие деятели были экзорцистами.
Меч-духолов Чанг Тао Линга (примерно II век н.э.) служил предметом поклонения почти два тысячелетия, пока коммунисты не изъяли его. А его амулеты до сих пор продаются в даосских храмах.
Предсказание судьбы теперь снова можно наблюдать в китайских храмах. Хотя предсказателей можно встретить и в даосских, и в буддийских храмах, даосские считаются более квалифицированными. Обычный метод — с помощью сотни палочек судьбы, которые человек, ищущий наставления, берет в руки и трясет, пока одна из них не выпадет. Все палочки пронумерованы, и каждый номер указывает на определенное пророчество даосского божества, таких как Нефритовый император, правитель Небес, или Лао-цзы, считающийся основателем даосизма. Предсказатели подчеркивают, что сама судьба находится в руках человека и что своими действиями он может ее изменить. Предсказатели дают наставления, но не берутся исправить судьбу. Даосы верят, что семья и наследство действительно предопределены. Вся же остальная жизнь в руках самого человека и зависит от его гармонии с дао.
В даосизме есть как священники, так и монашество. Даосские священники обычно служат в храмах в городских местностях, в то время как монахи и монахини обитают в особых местах, таких как священные горы. Только в одном направлении даосизма монахи и монахини блюдут полный целибат, в других им дозволено жениться. Священники и монахи обеспечивают непрерывность поклонения и передачу священных даосских текстов — более 1440 книг — от поколения к поколению.