Джайнизм

Почитатели омывают ступни ног статуи одного из Тирт-ханкаров
Почитатели омывают ступни ног статуи одного из Тирт-ханкаров в джайнистском храме на юге Индии. Купание или мытье статуй — один из способов выказать почтение и благодарность Тиртханкарам

Слово «джайн» обозначает того, кто поборол свои внутренние чувства ненависти, алчности и эгоизма: преодоление желаний — один из главных принципов джайнизма. Джайны верят, что все люди связаны с этим миром делами, совершенными в прошлой жизни, — кармой, и только отказавшись от материальных деяний можно порвать эти связи; тогда душа достигнет блаженного состояния мокши.

Владыка Махавира

Джайны верят в двадцать четыре Тиртхан-кара, живших в каждом из циклов истории. Вардхамана Махавира, последний из этих учителей, считается главным. Он родился в Бхарате, Индия, около 540 года до н.э. и к тридцати годам выбрал жизнь странствующего аскета. Он путешествовал нагим, питался лишь тем, что ему подавали, большую часть времени хранил молчание и часто стоял совершенно неподвижно, как изваяние.

После двенадцати лет страданий он достиг всеведения (кевела). Его первое послание, составленное после этого, находится в буддистском тексте, Маджхима Никая:

Я всезнающ и всевидящ,

И бесконечное знание охватило меня.

Иду ли я или стою неподвижно,

Сплю ли я или бодрствую,

Во мне обретают высшее знание и понимание — постоянно и непрерывно.

Махавира начал учить других, включая одиннадцать индуистских браминов, которые, прослышав о новом учителе, пришли, чтобы вызвать его на спор, но были потрясены его мудростью и объяснением Вед и стали его главными учениками.

Джайнистское движение

Махавира поделил своих последователей на четыре группы: монахи (Садху), монахини, миряне и мирянки. Все вместе они стали именоваться джайнами.

В возрасте семидесяти двух лет Махавира разорвал оковы кармы и достиг мокши. Его старшие ученики приняли на себя руководство движением, которое уже тогда насчитывало несколько сотен тысяч последователей, а к V веку нашей эры джайны представляли собой влиятельную силу в Индии. Но в двенадцатом веке начался спад джайнистского движения. Подъем других религий, а особенно рост числа индуистов и мусульман привели к тому, что джайны оказались сосредоточены в основном в Северо-Западной Индии. На сегодняшний день в Индии более семи с половиной миллионов джайнов, в основном в провинциях Гуджарат и Махарастра. Существуют также и небольшие джайнистские общины за границей, в частности в США.

Тиртханкары

Воззрения джайнов на историю носят циклический характер: они убеждены, что вселенная следует вечному закону взлета и падения. В каждой эпохе было двадцать четыре великих учителя. Их называют Тиртханкары — «мостостроители», поскольку они помогают людям преодолевать разрыв между жизнью и смертью, или джины — «духовные победители». Джайн означает «последователь джинов». Махавира был последним из двадцати четырех великих учителей нынешней эпохи, которая считается одной из эпох спада. Двадцать третьим был Пашвра, более ранний аскет, живший в IX веке до н.э. и придерживавшийся сходных с Махавирой взглядов. Существуют предания и об остальных двадцати двух, вплоть до первого Тиртханкара Ришахбы, который, по поверью, жил миллионы лет назад и изобрел человеческую культуру.




Поделиться ссылкой