Еврейские традиции, образ жизни и самосознание

Для того чтобы быть евреем, не обязательно быть религиозным человеком. Название «еврей» относится к этнической общности в той же мере, в какой и к общности людей, соблюдающих еврейские религиозные законы и исповедующих еврейское вероучение. Еврейские законы разрешают обращение в иудаизм, но невозможно перестать быть евреем, если ты рожден евреем, даже после перехода в другую веру. Человек сам решает, исповедовать ему иудаизм или нет.

В современном иудаизме существуют три основных течения, особенно четко просматривающиеся в Соединенных Штатах Америки: ортодоксальное, консервативное (в Великобритании называющееся реформистским) и реформистское (в Великобритании называемое либеральным).

Ортодоксальный иудаизм

Ортодоксальный иудаизм считает себя хранителем традиционного иудаизма. Все службы в общинах приверженцев ортодоксального иудаизма проводятся на иврите, строго соблюдаются законы, определяющие, что и как надо употреблять в пищу и как себя вести.

Хасиды считаются самыми ортодоксальными среди евреев. И одежда, и образ жизни сохранились такими, какими они были в XVIII столетии в Восточной Европе, прежде всего в Польше, где и зародился хасидизм. Их легко узнать по черной одежде, длинным пиджакам и высоким шляпам, а иногда - по меховым шапкам с широкими полями.

Консервативный (реформистский) иудаизм

Консервативный иудаизм распространен главным образом в Америке. Его приверженцы стремятся соблюдать традиционные еврейские законы (галаха), но допускают некоторые изменения, если они не противоречат Закону, чтобы не отставать от времени. Так, в 1960 году консервативные евреи допустили использование электричества в Шаббат и пользование автомобилем для поездки в синагогу, чего ортодоксальный иудаизм не разрешает.

Реформистский (либеральный) иудаизм

Это течение появилось в начале XIX века как попытка сделать иудаизм более современной религией, ослабить пищевые ограничения, допустить проведение богослужений не только на иврите. Реформы коснулись изучения Библии в школе; так, изымалось утверждение, что Моисей написал пять книг Торы.

У евреев, принадлежащих к консервативному и реформистскому течениям, служба в синагогах проводится на языке страны, в которой они живут. Они соблюдают некоторые пищевые законы, но далеко не все, как это делают ортодоксы. Хотя многие ортодоксальные евреи принимают участие в социальной и политической жизни, консерваторы и реформисты проявляют гораздо большую активность.

Иудаизм дома

Еврейский мясник за работой
Еврейский мясник за работой. Вся кровь из мяса удаляется с помощью соли.

Хотя синагога — важная составляющая еврейской жизни, средоточием религиозной жизни является дом, семья. Это место, где отмечается большинство праздников и празднуется Шаббат.

Детальное выполнение Законов Моисеевых также относится к сфере повседневной жизни, протекающей в семье.

Важный аспект еврейской жизни — гостеприимство. В Торе есть рассказ о том, как Авраам и Сара принимали незнакомцев, которые на самом деле были ангелами, и этот пример важен для еврейских семей. Незнакомцев часто приглашают на Шаббат; туристы могут быть уверены, что во время праздников встретят к себе теплое отношение. Не только в синагоге, но и в семье также принято изучать Тору и произносить молитвы.

Иудаизм вне дома. Тревога о сохранении еврейского самосознания заставляет многих родителей побуждать детей вступать в еврейские клубы и организации, посещать еврейские школы и выбирать спутника жизни в среде иудаистов. Некоторые евреи учатся в ешивах - талмудических учебных заведениях, в которых изучают Тору и раввинистическую литературу. Традиционно в ешивах могут учиться только мужчины. Многие реформисты и консервативные евреи со времен холокоста проявляют большой интерес к межконфессиональному диалогу, прежде всего с христианами и мусульманами.

Киббуцы

Праздник урожая в киббуце
Праздник урожая в киббуце

Получила распространение практика, когда молодые люди, живущие за пределами Израиля, приезжают на некоторое время в Израиль учиться и работать, причем часто они работают и учатся в киббу-цах. Эти сельскохозяйственные объединения впервые появились в 1909 году. Их основателями были небольшие группы в двадцать - тридцать человек, начавшие выращивать сельскохозяйственные растения на пустынных землях Палестины. Сегодня тысячи людей живут в киббуцах. Некоторые проводят здесь всю жизнь, тогда как другие приезжают, чтобы пожить и поработать в течение нескольких месяцев или лет. В киббуцах нет частной собственности: земля, заводики, дома и сельскохозяйственные животные принадлежат сообществу.

Некоторые киббуцы открыты для людей всех национальностей и религий. Другие являются религиозными, в них соблюдаются еврейские законы.

Священные места и паломничество

Земля Израиля имеет для евреев особое значение. Согласно Библии, Бог завещал Аврааму и его потомкам Землю Ханаанскую. Евреи по-разному оценивают права своего народа на этот регион. Часть ортодоксальных евреев уверены, что евреи имеют право на землю в пределах границ, указанных в Библии, даже если для реализации этого права требуется выселить другие народы. Другие считают, что после многих столетий преследований евреи должны иметь собственное государство, но менее озабочены тем, насколько его границы совпадут с библейскими. Некоторые общины ультраортодоксальных евреев находятся в оппозиции к государству Израиль, уверовав, что сначала должен прийти Мессия, который и решит все. Хотя нет никаких предписаний относительно паломничества в Израиль, многие евреи стараются приезжать туда как можно чаще. В пределах самого Израиля самым священным местом является Западная Стена в Старом городе в Иерусалиме.

Пищевые законы

Еврейские пищевые законы (так называемый кашрут) определяют, что можно есть, как должны забиваться животные, как следует обрабатывать продукты и готовить пищу, как принимать ее. Еда бывает кошерной (разрешенной) и трефной (неразрешенной). Единственными наземными животными, которых дозволяется принимать в пищу, являются жвачные, с раздвоенными копытами. Хорошо известен запрет на употребление свинины, но трефными являются также кролики, зайцы, верблюды и др. Из морских видов можно есть только те, у которых есть чешуя и плавники, поэтому моллюски и ракообразные являются трефными. Животные и птица должны забиваться правильным образом специалистом-евреем; определенные части туш животных в пищу не употребляются. Из туш животных самым тщательным образом удаляется кровь. Мясные продукты нельзя употреблять вместе с молочными, нельзя есть мясное и молочное в течение одного приема пиши. Женщины из ортодоксальных семей следят за тем, чтобы на всех стадиях приготовления пиши кухонная утварь для мясного не смешивалась с кухонной утварью для молочного. Для этих видов пиши используются разные наборы посуды, их хранят в разных шкафчиках и моют отдельно.




Поделиться ссылкой