Гуру сикхов

Гуру Грант Сахиб
«Гуру Грант Сахиб» покоится на троне в Доме Бога в Армит-саре. Сикхи обращаются к «Гуру Грант Сахиб» за наставлением и советом в жизни, подобно тому как ранние сикхи искали того же у гуру-людей

Основные убеждения сикхов можно выразить в словах Мантры Муул, первого гимна, написанного Гуру Нанаком. Этими словами начинается каждая глава «Гуру Грант Сахиба»: Есть только один Бог. Его имя истина. Он Творец. Он не ведает страха.

Он не ведает ненависти.

Он вне времени и не имеет формы.

Он превыше смерти, он просветлен.

Его можно познать милостью Гуру.

БОГ как Гуру Когда сикхи говорят о «Гуру»>, без имени, они имеют в виду Бога, Великого Учителя, чей дух жил во всех гуру-людях. Бог, непознаваемый, становится учителем, раскрывающим самого себя тем, кто готов к этому. Бог создал все, поэтому любая жизнь — благо, но привязанность к земным удовольствиям в жизни приводит к реинкарнации и возрождению. После смерти Бог судит каждую душу, и, если она достаточно чиста, она будет упокоена подле него вместо очередного возрождения.

Преданность, служение и равенство

Сикхи подчеркивают два аспекта повседневной жизни: смиренное служение и преданность Богу. Концепции служения и равенства идут рука об руку. Все мужчины и женщины равны, и никто не имеет права считать какую-либо работу ниже своего достоинства. Сикхи приводят пример смиренного служения Лехны, до того как он стал Гуру Ангадом.

Гуру

Каждый из десяти гуру-людей в той или иной форме внес свой вклад в развитие сикхской веры и сикхской общины.

1. Гуру Нанак (1469-1539). Впервые стал учить сикхской вере, написал много гимнов, ныне собранных в «Гуру Грант Сахибе». Основал сикхский город Картарпур.

2. Гуру Ангал (1504-1552, стал гуру в 1539-м). Возлюбленный друг Нанака, известный своей преданностью и смирением. Изначально носил имя Лехна, но Гуру Нанак дал ему другое имя. Создал писание Гурмукхи, в которое вошли сикхские гимны. Его гимны также включены в «Гуру Грант Сахиб».

3. Гуру Амар Дас (1479-1574, стал гуру в 1552-м). Организовал сикхскую общину по территориальному принципу и ввел обычай сзывать сикхов на праздники Байсакхи и Дивали. Он же учредил обычай лангар — благотворительной раздачи пиши.

4. Гуру Рам Дас (1534-1581, стал гуру в 1574-м). Зять Гуру Амара Даса. Он построил город Армитсар и вырыл огромный пруд для религиозных омовений, сделав Армитсар главным местом сикхских собраний. Сотни его сочинений включены в «Гуру Грант Сахиб», в том числе свадебный гимн сикхов, известный как Лаван.

5. Гуру Арджан (1563-1606, стал гуру в 1581-м). Сын Гуру Рама Даса. Завершил возведение Золотого храма в Армитсаре. Он собрал гимны своих предшественников в свод под названием «Ади Грант» («первая книга») и поместил ее в Золотой храм. Его отношения с империей Великих Моголов во время правления императора Акбара были довольно хорошими, но, когда Акбар умер в 1605 году, его преемник Джехангир заподозрил Арджана в поддержке восстания против империи. Гуру Арджан подвергся пыткам и был казнен. Его почитают как первого сикхского мученика.

6. Гуру Харгобинд (1595-1644, стал гуру в 1606-м). Сын Гуру Арджана. Хотя его и заключили в тюрьму на непродолжительное время, в целом его отношения с империей Джехангира были неплохими, за что некоторые его критиковали. Он строил новые гурд-вары в местах, связанных с ранними гуру, и ремонтировал старые, а также создал систему правления, основанную на сикхском учении.

7. Гуру Хар Рай (1630-1661, стал гуру в 1644-м). Внук Гуру Харгобинда. Прославился своим знанием медицины и тем, что предоставил лекарство от болезни для сына императора шаха Джехана. Он открывал больницы с бесплатным лечением.

8. Гуру Хар Кришан (1656-1664, стал гуру в 1651-м). Младший сын Гуру Хар Рая, известен как «мальчик-гуру», поскольку ему было всего пять лет, когда он получил этот титул. Император Аврангзаб относился к нему с подозрением и держал его младшего брата при своем дворе с намерением внести раскол в рядах сикхов. Его вызвали вДели и заключили под домашний арест, где он заразился оспой, ухаживая за больными, и умер в возрасте всего восьми лет.

9. Гуру Тегх Бахадур (1621-1675, стал гуру в 1664-м). Второй сын Гуру Харгобинда, ставший тем не менее гуру лишь после смерти своего племянника и внучатого племянника. Его нарекли Тьяг Мал, но до того, как он стал гуру, его прозвали Дегх Бахадур («бесстрашный котелок») благодаря его усердию в кормлении голодающих. После же того как он стал гуру, его сопротивление попытке императора Аврангзаба насадить ислам среди всех своих подданных снискало ему имя Тегх Бахадур («бесстрашный меч»). Он написал много гимнов, которые позже возникли в «Гуру Грант Сахиб». Был казнен после отказа принять ислам.

10. Гуру Гобинд Сингх (1666-1708, стал гуру в 1675-м). Сын Гуру Тегха Бахадура, изначально звался Гобинд Рай, однако принял имя Сингх, как и все остальные сикхи, когда основал Хелсу. Он был солдатом, одобрявшим применение военной силы для зашиты справедливости. Он написал много гимнов, которые после его смерти вошли в собрание Дасам Грант. Его дети были замучены императором. Сам же он пал от руки подосланного убийцы.

11. «Гуру Грант Сахиб». Приверженцы Гуру Нанака записали его гимны, а некоторые последующие гуру тоже сочиняли гимны великой силы. Все они были собраны Гуру Арджаном, который добавил к ним также стихи и гимны праведных мусульман и индуистов. Это собрание известно как «Ади Грант», или «первая книга». Гуру Гобинд Сингх провозгласил, что это собрание должно стать гуру на все времена. «Гуру Грант Сахиб» написан на гурмукхи (письменная разновидность панджаби). В XIX веке текст был стандартизирован, поэтому сейчас каждая копия содержит абсолютно равное число страниц. К этой книге относятся так же, как относились бы к самому почитаемому гуру-человеку. Ей всегда предоставляется отдельная комната, а когда ее переносят, то ее всегда сопровождают пятеро сикхов, олицетворяющих Пандж Пьяри («пятерых возлюбленных») — пятерых людей, основавших Хелсу.


Поделиться ссылкой