Индуистские божества: воплощения Бога

Индуисты верят в единое и абсолютное Высшее Существо, имеющее безграничное число обличий. Некоторые из этих обличий, такие как Вишну или Лакшми, отображают полную силу Бога, в то время как другие, такие как Брахма или Сарасвати, являются лишь частью Бога. В целом же все живые существа — и люди, и животные — крохотные частички Бога.

В индуистском учении на каждом уровне бытия существуют мужские и женские составляющие: бог Вишну дополняется богиней Лакшми, бог Брахма — богиней Сарасвати, а в человеческом мире существуют мужчины и женщины. Но в изначальной своей духовной сущности все частички Бога превыше дуализма полов — они живут как совершенные существа в мире полной свободы, знания и блаженства. Все обитающие в материальном мире подвержены страданиям рождения, болезней, старости и смерти.

Для создания и поддержания материального мира Бог принимает три обличия: Вишну — хранитель, Брама — созидатель и Шива — разрушитель. Для защиты правды и добра, а также чтобы помочь людям постичь свою истинную природу и избавиться от материальных иллюзий, Бог является в этот мир как аватара — «тот, кто снизошел». Наиболее известными аватарами являются десять инкарнаций Вишну, среди которых Кришна и Рама. Для помощи в управлении вселенскими делами Брахма создал полубогов, таких как Индра, бог дождя, Агни, бог огня, и Сурья, бог солнца.

Кришна и Радхн

Кришна — наиболее известный из аватар Вишну. В детстве он играл с друзьями, пас коров и танцевал с пастушками. Его любовь к Радхе символизирует возвышенную любовь между духом и Богом. Образ Бога-ребенка, танцующего и играющего на флейте, влюбленного в Радху, вдохновлял поколения поэтов, музыкантов и художников и лежит в основе индуистского течения бхакти, превозносящего преданность.

Когда Кришна вырос, он преподал Бха-гавад-гиту, «Песнь Бога», своему близкому другу Арджуне. В этой песне содержится послание, которое образовало наиболее известное духовное учение в индуизме.

Рама, Сита и Хануман, вобличии Рамы, одной из аватар Вишну, Бог предстал образцовым правителем, который любил свой народ, показал доблесть, мужество и любовь к своей царице, Сите. Трагическая поэма «Рамаяна» повествует о том, как Сита и Рама были изгнаны в леса и как Ситу похитил злой Равана. Праздник Дива-ли отмечает возвращение Ситы после того, как Рама освободил ее и убил Равану. Но история заканчивается вынужденной разлукой Рамы с Ситой, что показывает трагичность существования в нашем мире, где любовь духа к Богу постоянно подвергается испытаниям.

Хануман, преданный слуга Рамы, — один из самых любимых персонажей «Рамаяны».

Он несет весть о любви Рамы к Сите и в конечном итоге помогает ее освободить. Хотя это не человек, а обезьяна, он также является сыном Вайу, бога ветра, а потому обладает сверхъестественным могуществом. Служа Раме, он способен на все, даже воздвигать горы. Он символизирует веру и преданность в служении Богу, а также внутреннюю силу, которую они порождают.

Сарасвати. Сарасвати — богиня познания и музыки, супруга Брахмы. Ей молятся ученые, поэты, художники и музыканты о ниспослании вдохновения.

Вишну, Лакшми и Брахма

Вишну — это полное воплощение Бога. Он создал всю вселенную из своего дыхания, а затем вошел в нее для сотворения Брахмы, первого живою существа. Вишну известен как Хранитель Вселенной — индуисты верят, что если ему придется отвлечься хотя бы на мгновение, весь мир будет разрушен. Он же поддерживает жизнь вселенной, наставляя и защищая ее. Его возлюбленная —

Лакшми, богиня Судьбы. Она дарует удачу и богатство своим почитателям. Вишну же благословляет своих приверженцев любовью и свободой от материальных желаний, что освобождает их из цикла реинкарнации. Брахма действует по указанию Вишну, создавая планеты и населяя их существами.

Шива и Парвати

Шива — это обличие Бога, ведающее темными силами природы: разрушением, страданием и смертью. Когда какую-то вселенную нужно уничтожить, приходит Шива со своим танцем разрушения, который стирает все в прах, чтобы можно было сотворить новую вселенную. Его образ ассоциируется с Гималаями, где он обитает и правит и где он заточил реку Ганг, спадающую на землю. Он почитается йогами, которые постятся и медитируют ради обретения мистической силы. Для них он символизирует отрешение от материальных желаний и высвобождение из круга рождения и смерти. Он добр и милостив к своим почитателям и благоволит к тем. кто ищет его защиты. Его супруга Парвати почитается как Божественная Мать под многими именами, включая Дургу и Кали. Ее отождествляют с силой природы и считают «утробой вселенной», из которой возникло все живое.




Поделиться ссылкой