Индуизм

Жизнь непрерывна. Человек рождается, взрослеет, стареет, умирает и рождается снова, но уже в другом теле, в другое время, в другом месте, и так до бесконечности. Жизнь отдельной души так же постоянна и непрерывна, как жизнь человечества в целом. Вращаясь, катится вперед колесо жизни — сансара. Как настоящее колесо несет на себе следы дороги, с которой соприкасалось, так и колесо сансары запоминает деяния человека, и добрые, и злые. Эта память, оказывающая влияние на нынешнюю жизнь человека и на его последующие жизни, называется кармой. Такова одна из основ индуизма.

Мандала
Мандала — сакральное изображение колеса сансары, предназначенное для созерцания

Индуизм или дхарма?

Об индуизме как о религии заговорили европейцы, да и само название, ставшее общепринятым в мире, дано ими же. А индусы называют свою веру «дхарма», что можно перевести как «закон, долг, устои». Это не просто духовные истины — это образ жизни, неразрывная связь между повседневным и вечным, осознание человеком себя частью Вселенной и непосредственная ответственность за свою судьбу. Воля человека, его способность обрести гармонию с миром имеют в индуизме огромное значение. Вот почему эта вера лишена строгих предписаний, свойственных многим другим религиям.

Агни — бог огня
Агни — бог огня
Один из главных символов индуизма и буддизма — цветок лотоса
Один из главных символов индуизма и буддизма — цветок лотоса. Он расцветает в мутной болотной воде, но при этом он чист и прекрасен. Так и человек волен через приобщение к духовным истинам сохранить свою чистоту

Нет у индуизма и такой системности, как, например, у христианства или у ислама. Ведь он складывался из традиций и миропонимания различных народов и племен, смешавшихся, соединившихся на территории полуострова Индостан, — складывался в первую очередь из того, что принесли из степей Восточной Европы арии, пришедшие сюда в начале II тысячелетия до нашей эры. Именно от них, от ариев, унаследованы уже упоминавшиеся священные тексты, именуемые Ведами, а также язык, на котором следует эти тексты читать, — санскрит, и значительная часть огромного, кажущегося необъятным и всеобъемлющим индуистского пантеона богов.

Невероятный Пантеон

Сколько всего богов? На этот вопрос не могут уверенно ответить даже Веды. Одни гимны провозглашают — 33. Другие утверждают — 330. А некоторые доводят их число до 3306. Заметьте: цифра всегда не просто кратна трем, а в ней фигурирует тройка. Самое мистическое число у разных народов мира.

Ганеша. Музей Берлина
Ганеша. Музей Берлина. Бога мудрости и благополучия Ганешу изображают в виде человека с головой слона. Этот бог очень благожелателен к людям, очень любим и почитаем, его статуэтку можно найти чуть ли не в каждом доме. Нежно заботясь о своей матери, богине Парвати, Ганеша попросил своего отца, гневливого бога Шиву, не беспокоить ее во время отдыха. Взбешенный Шива испепелил голову сына, но тут же спохватился — и в спешке приставил ему голову слона. Несмотря на испытания, выпавшие на его долю, Ганеша остался добрым и сострадательным

Казалось бы, при таком количестве богов в индуизме нет места единобожию. И, тем не менее, одно из главных направлений индуизма (а их, как легко догадаться, в такой неоднородной религии немало), вайшнавизм, связано с поклонением одному богу — Вишну, который имеет множество ипостасей (форм) — Кришна, Рама, Калки... О великих деяниях этого бога рассказывается в легендах. Так, Вишну — брат бога Индры, великого воителя, спеша на помощь брату, в три шага покорил небо и землю и стал равен первому по рождению — богу-создателю Брахме.

С Брахмой связаны представления индусов о творении, похожие на те, которые издревле бытуют у многих народов. Брахман — космическая воля и мысль — заложил зародыш в золотое безразмерное яйцо, которое плавало в космическом океане, и из яйца через 365 дней появился Брахма, который продолжил творить все, что есть в мире, а потом на белоснежном лебеде улетел в заоблачную страну Брахмалоку, откуда продолжил управлять миром.

Бесформенный камень у дороги
Мир вокруг индуиста пронизан божественным, потому что у богов множество воплощений. Изваяние в храме или бесформенный камень у дороги может нести в себе высшую сущность. Бог воплощается и в духовных наставниках — гуру. Да и сам человек несет в себе бога — поклоняясь ему, во время молитвы индуисты дотрагиваются до шести частей своего тела
Корова — священное животное
Легенды рассказывают, что несколько богов слагали гимн, но ни в одну из мантр почему-то никак не могли вставить магический слог «хин». И вдруг его произнесла вместо привычного мычания встретившаяся им на пути корова — и он удивительным образом встал на свое место. Боги поняли, что этот слог есть сущность коровы. С тех пор она — священное животное, убить которое — страшный грех

Индуизм и космос. У многих народов, во многих религиях гром и молния ассоциируются с небесной колесницей, но то, что можно прочесть в Ведах, просто ошеломляет. Там встречается слово «Агнихотра» — «Корабль, который поднимается в небо». В другом эпическом тексте мы читаем: «Это была огромная и ужасная воздушная колесница, сделанная из черного железа. Она была снабжена приспособлениями, расположенными в нужных местах. Ни кони, ни слоны не везли ее. Ее двигали устройства, которые были размером со слонов».

Вы услышали в имени корабля имя бога Агни? Согласно верованиям индусов, он не только разъезжает по небу на огненной колеснице, но и покровительствует жертвенному огню и огню домашнего очага, являясь посредником между людьми и богами. У него огромное количество глаз — как искр у костра, волосы огненные, зубы железные — ими он выгрызает леса (ни у одного народа, кроме индийцев, наверное, не найдешь такого поэтичного изображения лесных пожаров). Агни — трижды рожденный: на небе, на земле и в воде. У него три жилища, три жизни, три головы.

Рядом с Агни в пантеоне индуизма — бог Индра, хозяин еще одной небесной колесницы, которой управляет бог Вайю — повелитель ветра. А сам Индра повелевает громом, бурями, дождем. У него невероятный аппетит, а еще он пьет священный хмельной напиток. Как следует выпив и подкрепившись, он становится яростным и сильным, побеждает всех врагов. Индра не просто похож на славянского Перуна: ученые соотносят его имя со славянскими корнями -едр- и -ядр-. Мы говорим «ядреный» о крепком морозе или о физически сильном человеке. Индре посвящено больше гимнов, нежели какому бы то ни было другому богу индуистского пантеона — более 250! Несмотря на его гневливость, его называют добрым и щедрым. Особенно благосклонен он к воинам — к нему традиционно обращались перед битвой.

Бог Индра
Все мы с детства знаем о подвигах героя греческих мифов Геракла. Бог Индра совершил подвигов не меньше. Так, рассказывают, как он сокрушил страшного вепря, похитившего зерно, предназначавшееся для жертвоприношения, вернул богам угнанных демонами священных коров и так далее. За это Брахма подарил Индре одного из четырех белых слонов, на которых держится Земля и власть над востоком. А землетрясения, по мнению индусов, случаются тогда, когда слон Индры переступает с ноги на ногу

Между богами существуют сложные и запутанные семейные отношения, разделение сфер, за которые они отвечают. Но и здесь сквозь многобожие проступает единобожие: индусы верят, что сколько бы ни было богов, все они — воплощения Брахмана.

Законы жизни индуса

В свою очередь все люди — воплощения одного человека, великана Пуруши. Его имя и означает «человек». Его сотворил древнейший из богов, Брахма. Другие боги решили принести это непонятное существо в жертву. Но Пуруша снова их удивил: не погиб под ударом каменного топора, не сгорел на костре. Более того, его тело, разделенное на множество частей, породило всю земную жизнь: всех животных и людей разных каст, или варн (слово «варна» означает «цвет»). Из головы Пуруши вышла высшая каста, брахманы, — жрецы, наставники, мудрецы, ученые. Из рук — каста кшатриев — воинов и правителей. Из бедер — самая обширная каста, вайшьи, — земледельцы, скотоводы, торговцы. Из ног — шудры, которым предначертано быть в услужении у всех остальных каст. Поменять касту нельзя: рожденный в касте кшатриев останется кшатрием, тот, чей отец шудра, будет шудрой. До сих пор в Индии, пусть уже не строго, сохраняется это традиционное деление.

Предписания богов людям не выражены в индуизме столь четко и однозначно, как в других религиях, но существует целый ряд ориентиров, как благотворно влиять на свою карму. И здесь индусы разительно отличаются от последователей большинства религий. Они уверены, что для того, чтобы в последующей жизни перейти на более высокий уровень, человеку нужно не только творить добрые, правильные дела, но и быть счастливым — добиться материального благосостояния, успеха, познать чувственные наслаждения. Не потому ли многие индуистские обряды проникнуты радостью и красотой?

Домашние обряды, совершаемые индусами, зависят от касты, к которой принадлежит тот или иной приверженец этой религии. Чем выше каста, тем сложнее обряды. Так, брахманы проводят обряд, который называется пуджа. Это жертвоприношение, совершаемое, как правило, в специально отведенной комнате, перед статуями одного или нескольких божеств. Их украшают цветами, им предлагается пища, им воскуряются благовония. Вначале следует, сидя особым образом и с закрытым ртом, тянуть священный слог «Ом». Затем произносится имя божества и читаются строки из гимна Гаятри, который считают самым древним в Ведах. Далее участники обряда набирают в рот воды, произнося имя божества уже мысленно, и брызгают водой вокруг себя. Они дотрагиваются поочередно до шести частей тела, знаменуя присутствие божественной силы внутри. Повторяются молитвы, медитации, строки гимна. В завершение следует поклониться богам.




Поделиться ссылкой