Ислам — самая молодая из авраамических религий. И мусульмане, как и иудеи, и христиане, убеждены, что именно они почитают Бога правильно, так, как заповедовал первый человек, поверивший Господу, — праотец Ибрахим (библейский Авраам). Он, согласно преданиям, был общим предком и арабов, и израильтян. Первые ведут свой род от его старшего сына Исмаила, вторые — от младшего Исхака (Исаака).
Согласно верованиям мусульман, Ибрахим не был ни иудеем, ни христианином, он был ханифом — благочестивым проповедником единобожия. Ханифы жили в будущих мусульманских странах еще до того, как возник ислам. Однако ханифов уже иногда именовали муслимами (мусульманами), что в переводе с арабского означает «тот, кто покоряется Аллаху». Иначе говоря, сторонники ислама полагают, что именно они с давних пор сохраняют чистоту веры Ибрахима, которую и иудеи, и христиане исказили. Именно так учил пророк Мухаммед, потомок Исмаила.
Как бы то ни было, говорить об очень древних истоках своей религии у мусульман есть основания. Ислам оформился в VII в., но к тому времени уже существовал торговый город Мекка рядом с караванными путями, был в нем священный источник, был и черный камень, по преданию — упавший с неба (возможно, действительно обломок небесного тела). Вокруг этого камня построили святилище Каабу (от слова «куб», в соответствии с формой). В Каабе и вокруг нее мирно соседствовали друг с другом идолы-бетилы, которых насчитывалось 360, да и людям на территории близ Каабы воспрещалось ссориться — считалось, что за нарушение запрета они будут наказаны проказой или безумием. Вот почему религиозные праздники в Мекке, как правило, проходили мирно.
Считается, что в этих доисламских верованиях было немало как местных языческих представлений, так и элементов иудаизма и христианства.
Расцвет Мекки как центра новой религии связан с приходом в нее проповедника новой веры — пророка Мухаммеда.
Понятно, что люди, призванные быть глашатаями воли Божией, не могут быть обычными.
Ибрахиму самим Аллахом были дарованы свитки с откровениями.
Исмаил, страдая от жажды в безводной пустыне, топнул ногой — и в этом месте появился источник.
И, конечно же, полна удивительных событий жизнь пророка Мухаммеда. Хотя начиналась она, казалось бы, обыкновенно. Рожденный в 570 г., он рано лишился родителей и рос у родственников, затем долгое время пас стада у кочевников-бедуинов и служил караванщиком у вдовы Хадиджи, на которой затем женился по большой взаимной любви. Мухаммед был неграмотным, но очень благочестивым человеком. Часто, особенно в священный месяц рамадан (девятый месяц года, примерно соответствующий августу), уходил он на гору Хира, в пещерах которой молились отшельники-ханифы. И вот в 610 г., когда Мухаммеду уже сравнялось сорок лет, в его жизни начались удивительные события: в одну из ночей к нему пришло прозрение, явился незнакомец со свитком, завернутым в парчовое покрывало. И Мухаммед, не знавший грамоты, начал читать этот свиток — так именем Аллаха повелел ему незнакомец, оказавшийся посланцем Аллаха Джабраилом (для иудеев и христиан это архангел Гавриил).
Их встречи продолжались, и однажды на белом крылатом коне с человеческим лицом Мухаммед в сопровождении Джабраила совершил необычайное путешествие. Он побывал на горе Синай, где пророку Мусе (Моисею) являлся Бог, в Вифлееме, где родился пророк Иса ибн Марьям (Иисус, сын Марии), в Иерусалиме, где жил праведный царь Сулейман (Соломон). Поднявшись по небесной лестнице, он побеседовал с прародителем всех людей Адамом и потом с самим Аллахом, от которого получил наставления о том, как следует молиться.
И до сих пор правоверные (как еще именуют себя мусульмане) молятся так, как, по слову Аллаха, повелел им Мухаммед: пять раз в день следует становиться коленями на расстеленный молитвенный коврик и славить Аллаха, преклоняясь до земли и касаясь коврика лбом.
Священная книга мусульман — Коран — тоже считается дарованной Мухаммеду самим Аллахом.
Вокруг новой религии еще при жизни Мухаммеда кристаллизовалось новое государство, Арабский халифат, изменившее расстановку сил в мире. Как известно, дальнейшее сосуществование мусульман с христианами и представителями других религий далеко не всегда было мирным. Однако ислам внес огромный вклад в формирование мировой культуры.
Основа каждой религии — традиции. Так, богослужение в исламе ведется на классическом арабском языке. Если всмотреться в суть ислама, нельзя не поразиться, насколько очевидно его родство с другими авраамическими религиями: здесь и вера в единого Бога, его ангелов и пророков, в священные писания, в предопределенность жизни человека и человечества в целом, в существование посмертного бытия души, рая и ада. Верят мусульмане и в Судный день, после которого мир изменится в лучшую сторону, станет праведным.
Как христиане совершают паломничество по святым местам, так и мусульмане стремятся совершить хадж в Мекку. Это часть духовного совершенствования, наряду с молитвами, воздержанием от злых поступков и совершением добрых, заботой о близких и о себе. Даже многоженство, одно из очевиднейших отличий ислама от других авраамических религий, имеет в своей основе благие побуждения. Мусульманским мужчинам рекомендуется иметь одну жену; тут примером может служить сам Мухаммед, любовь которого к Хадидже не позволяла приводить в дом других жен. Но позволительно брать в жены до четырех женщин, ведь дать защиту вдове, разведенной, попавшей еще в какие-то сложные жизненные обстоятельства — благое дело.
Ныне ислам — государственная религия Саудовской Аравии, Египта, Марокко, Ирана, Ирака, Пакистана и ряда других государств. Немало мусульман и в Российской Федерации, к примеру, это традиционная религия татар. А всего в мире, по различным оценкам, насчитывается от 1,2 до 1,6 млрд мусульман.
В исламе, как в любой крупной религии, есть целый ряд течений. Сунниты и шииты — представители крупнейших из них. В основе этого разделения были не столько религиозные, сколько политические причины. Шииты поддержали в качестве преемника пророка Мухаммеда его зятя Али. Сунниты же предлагали выбрать другую кандидатуру из потомков Мухаммеда, опираясь при этом на выдержки из сунны, священного предания о жизни Мухаммеда. Имам у суннитов — это духовное лицо, заведующее мечетью. У шиитов это духовный лидер непременно из потомков Мухаммеда. Тем не менее, сунниты и шииты могу молиться вместе и даже совместно совершать хадж.