Истоки, развитие и направления ислама

Мусульмане собираются у мечети в Лахоре
Мусульмане собираются у мечети в Лахоре в Пакистане для молений на Ид-аль-Фитр в конце постного месяца

Невероятная скорость распространения ислама в первые же пятьдесят лет после его возникновения не имеет аналогов в истории религии. Несомненно, отчасти его притягательность кроется в четком учении о вере в единого Бога и ежедневной молитвенной практике. Аравия VII века н.э. была местом, где сосуществовало множество религий. Христианство прочно утвердилось в землях, граничивших с Византией, и в таких областях, как Йемен. На границах с зороастрийской Персией был силен зороастризм, равно как и манихейство, в котором сочетались элементы зороастризма, христианства и буддизма. Иудаизм обладал крепкими позициями во всех городах и имел приверженцев практически во всех племенах. Магомет учился у сирийского христианского монаха и общался с евреями.

Многочисленные арабские племена исповедовали политеизм: они поклонялись множеству божеств. Мекка была главным центром паломничества для людей, которых Коран называет язычниками, а в Каабе (см. рис. 88) стояли идолы различных божеств.

Аравия долгое время находилась между двумя великими империями — Византией и Персией, и к 630году обе они были истощены войнами.

Пророк Магомет

Мусульмане верят, что Магомет был последним пророком Господа и что откровения, данные ему, не претерпели искажений, поэтому в следующих пророках необходимости нет. Когда мусульмане произносят или пишут имя Магомета, они добавляют «да пребудет с ним мир» в знак почтения. Магомет жил в Аравии в VII веке, был уважаемым и преуспевающим купцом. Мусульманские писания повествуют, как он однажды, в возрасте сорока лет, медитируя в пещере Хира в окрестностях города Мекки, имел видение ангела Джабраила (Гавриила). Ангел приказал ему: «Читай вслух!», но Магомет трижды отказывался, пока наконец ангел не сказал: «Читай во имя твоего Господа, Который создал тебя!» Слова, данные тогда Магомету, объявляли единство и могущество Бога, которому следует поклоняться.

Магомет стал проповедовать единство Бога в городе Мекке, но столкнулся с сильным противодействием. И тогда он со своими последователями бежал в Медину, где и была основана первая исламская община. Все мусульманское летосчисление ведет начало от этого путешествия (Хиджра), случившегося в 622 году, который считается первым годом от хиджры. Затем последовал период миссионерской, политической и военной деятельности, и ко времени смерти пророка в 632 году ислам установился на большей части Аравийского полуострова, включая саму Мекку.

Развитие и распространение ислама

Фрагмент коранической надписи на мечети Эль-Гун
Фрагмент коранической надписи на мечети Эль-Гун

После смерти Магомета главенство в мусульманском сообществе перешло к сменяющимся халифам («представителям»), под началом которых ислам продолжал распространяться. В ходе арабских завоеваний под религиозное и политическое господство ислама попали обширные регионы. Представителей других религий обычно терпели, но при условии, что они не будут бороться против ислама, и переход в мусульманство в захваченных землях был постепенным. В 711 году исламские завоеватели на юге пересекли реку Инд и вторглись в Индию, а на севере вошли в Испанию. Больше всего им удалось продвинуться на север в 732 году, когда мусульманская армия была разбита под Туром во Франции. Но христианским силам Северной Европы еще много столетий приходилось отражать напор мусульман. Они постепенно восстановили контроль над Испанией, окончательно изгнав мусульман в 1492 году. В XIV веке турки-османы вторглись в Восточную Европу из Анатолии и захватили большую часть Балкан.

В то же время, при халифате Аббасидов в Багдаде (750-1258), мусульманское господство распространилось на восток через Северную Индию до Бенгальского залива. Начиная с 1526 года империя Великих Моголов в Индии контролировала большую часть полуострова Индостан, но постепенно теряла власть над отдаленными областями, пока не была окончательно низложена британцами в 1858 году.


Поделиться ссылкой