Под сенью католицизма и православия прошли Средние века. Собор Парижской Богоматери и киевский Софийский собор — свидетели многих событий, вошедших в анналы истории. Период, который мы называем Новым временем, в идейном плане был подготовлен в Европе церковной Реформацией. И если о том, когда же началось Новое время, историки спорят, то событие, послужившее началом Реформации определено четко: 31 октября 1517 года...
В этот день доктор богословия Виттенбергского университета Мартин Лютер, как считается, прибил к дверям местной церкви список из 95 тезисов, озаглавленных «Диспут о прояснении действенности индульгенций». В них он выступил против сложившейся у католиков практики продажи индульгенций — отпущения грехов, закономерно считая, что таким простым и выгодным для Рима способом человек не сможет достичь истинного очищения.
Более того, разовое покаяние — ничто. Вся жизнь человека должна быть покаянием. Ведь, кроме всего прочего, пока человек жив, он подвержен страстям и слабостям и даже сам не может быть вполне уверен в искренности своего раскаяния. Так рассуждал Лютер. А значит, католическая церковь лукавит вдвойне. Встав в открытую оппозицию к католичеству, Лютер возглавил собственное движение, из которого потом оформилась лютеранская церковь, независимая от папского престола. Ныне к ней причисляют себя 85 млн человек во всем мире, но исторически укорененным лютеранство считается в немецкоговорящих странах, в странах Скандинавии, в Прибалтике.
Требования Лютера к верующим были весьма суровы. Он протестовал не только против идущего вразрез с учением Христа обогащением католических иерархов, но и против надежды верующих на то, что для искупления грехов достаточно церковного отпущения. Собственные усилия, готовность претерпевать наказания за грехи, искупать их — позволят ли они человеку после смерти войти в Царствие Небесное? Тоже нет. Спасения можно достичь только безусловной верой и покорностью воле Господней. Вот почему формальная сторона веры у лютеран, да и у протестантов вообще, выглядит намного скромнее, чем у католиков и у православных. Протестантские священники — пасторы — лишь произносят проповеди и совершают богослужения, а обращаться к Богу каждый человек волен сам. В протестантизме нет такого культа Богородицы и святых, как у католиков и православных.
Поскольку каждый сам говорит с Господом, у лютеран и подавляющего большинства протестантов нет монахов и монастырей. По той же причине богослужение ведется не на латыни, а на родном языке. Библию — единственный, по мнению лютеран, источник Божественного откровения — перевел на немецкий язык сам Мартин Лютер. Обладая завидной трудоспособностью, он написал ряд комментариев к Библии и другие богословские сочинения — более десятка томов по тысяче страниц в каждом!
Из католической Франции в более веротерпимую Швейцарию перебрался французский сторонник учения Лютера Жан Кальвин. Именно там, в Женеве он создал принесшую ему популярность книгу «Наставления в христианской вере», основанную на лютеранстве. Как и Лютера, Кальвина отличало требовательное отношение к духовной жизни христиан. Он тоже полагал, что судьба человеческая предначертана свыше и это нельзя изменить. Все, что может человек, — это верить, несмотря ни на что. Только такой человек может считаться истинным христианином. Для своих сторонников-кальвинистов он ввел обязательное посещение воскресных богослужений, обязательное чтение Библии, обязательное пение псалмов дома, в кругу семьи.
Протестантизм нашел отклик среди купцов и ремесленников, то есть тех, чей успех напрямую зависел от собственных усилий. Ведь идеологи протестантизма утверждали: долг человека перед Богом — реализовать свои возможности и раскрыть свои таланты в упорном труде. Да, повседневная результативная работа была объявлена формой служения Богу, а успех в ней — пусть не прямым, но убедительным доказательством того, что Господь даровал вот этому человеку свою милость.
Не оставались в стороне от протестантизма и аристократы, в том числе монархи, видящие выгоду в том, чтобы оградить себя от вмешательства папы римского в свои дела.
Сторонников нового учения в Англии именовали пуританами, и они постепенно заняли главенствующее положение в стране. Англичане принесли протестантизм в Новый Свет. Появилась религиозная оппозиция католичеству и во Франции; там протестантов именовали гугенотами. Религиозные разногласия, увы, не ограничивались трактатами и диспутами. Католики боролись с протестантами и силой оружия. Темные страницы истории Франции — Варфоломеевская ночь, сражение за крепость Ла-Рошель.
Но в протестантизме появлялись все новые и новые движения — методисты, мормоны, квакеры, меннониты, баптисты, евангелисты... Англиканство кто- то считает одним из движений протестантизма, кто-то — самостоятельным течением христианства; внутри англиканства даже есть собственные течения.
Протестанты в значительной степени определили особенности духовной жизни и в Старом, и в Новом Свете, и в Новое, и в Новейшее время.
Протестантизм в России связан, прежде всего, с периодом, когда иностранцы активно привлекались к государственной службе, то есть с царствованием Петра Великого и его потомков, а первые протестантские общины появились еще при царе Василии III. Но и начало, и расцвет связаны с пришлыми — с иностранцами, постоянно или временно проживавшими в нашей стране. Существуют российские протестантские общины и сегодня.