Многоликие боги Индии

История давно показала: если в стране зарождается и развивается или приходит в нее извне новая мощная религия, то она вытесняет старую, попутно обогащаясь некоторыми ее представлениями, обычаями и традициями. Примеров тому множество...

От единого корня

Самый очевидный для нас пример: русское православие имеет явную связь с язычеством. Так, например, издавна о громе говорят «Илья-пророк на своей колеснице едет», сближая почитаемого во всех авраамических религиях пророка с громовержцем Перуном. Масленица, у славян связанная с богом солнца Ярилой, у русских православных предшествует Великому посту и Пасхе. Тем не менее, все заимствованные элементы не имеют собственной ценности, они остаются на втором плане.

«Не видно следа птицы в воздухе и рыбы в воде — таков и путь добродетельных» (Индийская мудрость)

Другое дело — религии Индии. Индуизм и буддизм связаны друг с другом, пожалуй, более тесно и непротиворечиво, чем христианство связано с иудаизмом. Новые боги приходят и живут рядом с прежними, не вытесняя их. Новые религии вырастают из старых — и соседствуют с ними.

Религиозные предпочтения индийцев
На рубеже XX-XXI веков, согласно статистике, в Индии было: • Индуистов всех течений — более 80% • Мусульман — около 13,5% • Христиан — 2,3% • Сикхов — около 2% • Буддистов — около 0,8% • Джайнов — 0,4% Оставшиеся доли процента приходились на приверженцев прочих верований и атеистов

В Индии верят: сколько бы ни было богов, все они — воплощения космической воли и мысли, именуемой Брахманом. В свою очередь многие боги имеют целый ряд воплощений. Любой человек, атеист или верующий, приверженец традиционной индийской религии или иноверец, находится во власти этой силы и потому, сознавая это или нет, служит Брахману. Отсюда — не только веротерпимость индийцев, но и проникшая во все сферы жизни особая философия бытия, неотделимая от повседневности.

Из древнего ведизма выросло религиозно-философское течение брахманизм — почитание бога-творца Брахмы. Брахманизм, развиваясь, породил индуизм. Индуизм разделился на множество течений, главное отличие которых друг от друга — какой из многочисленных богов стоит в центре. В этом течения индуизма сближаются с монотеистическими религиями, признающими существование только одного бога. Да и весь индуизм, проникнутый идеей единой космической сущности, реализующей себя в различных богах, перекликается с верованиями монотеистов.

Среди течений индуизма можно выделить несколько главных.

Шиваисты главным в обширном пантеоне считают бога Шиву, мужское начало мира, шактисты отдают первенство богине Шакти (Парвати) — супруге Шивы и женскому началу. Интересно, что их обоих зачастую изображают в виде одного существа Ардханари, у которого правая сторона мужская, левая — женская.

Вайшнависты особо почитают бога Вишну — «Всепроникающего», одного из главных хранителей мироздания и даже, как утверждается, бога, который породил Брахму. Кришнаиты поклоняются Кришне, одному из земных воплощений (аватаре) Вишны. Ну а Будда, учение которого оформилось в одну из мировых религий, — девятая аватара Вишну.

Смартизм, еще одно течение индуизма, основан на идее освобождения всех ветвей индуизма от разночтений, неизбежных при таком количестве богов. А вообще, смартисты считают, что человек свободен в выборе того или иного аспекта для поклонения.

Религия Вардхаманы

Вардхамана
Будда был принцем, а стал аскетом. Не менее удивительна судьба его современника Вардхаманы, тоже сына правителя. Еще в юности он прославил себя как великий воин. Именно таково значение его имени — Махавира, — полученного за укрощение кобылы и взбесившегося слона. А в 30 лет он стал аскетом, много странствовал, обучился духовным практикам и основал собственное учение — джайнизм

В родстве с индуизмом джайнизм. При этом он вполне самостоятельная и весьма древняя религия. В этом случае можно с большей или меньшей уверенностью назвать основателя религии. Это Вардхамана из касты кшатриев (воинов и царей). Жил он в VI в. до н. э. Как и Будда, уйдя из мира, он долгие годы посвятил странствиям и духовному самосовершенствованию, итогом которого стало появление новой веры. Вардхамана проповедовал ее, обрел учеников — по преданию, их было одиннадцать. Хотя согласно другой точке зрения, джайнизм существовал всегда, Вардхамана и его последователи выступили лишь в качестве проповедников.

Первое, что обращает на себя внимание в этой религии, — ее демократизм. Вардхамана утверждал, что самосовершенствоваться могут не только жрецы-брахманы, но люди любой касты, достигая всеведения, всесилия и вечного блаженства. И снова напрашивается сравнение с буддизмом: каждый джайн должен был освободиться от своей кармы, а вместе с ней — от печальной предопределенности. Не случайно «джайнизм» — от слова «джина», что в переводе с санскрита означает «победитель». Именно таково высшее звание в джайнизме.

Джайнизм
Согласно джайнскому канону, мир функционирует путем взаимодействия джив (всего живого) и пяти видов неживого: пространства (акаша), условия движения (дхарма), условия покоя (адхарма), материи или вещества (пудгала) и времени (кала). Число джив бесконечно. Ими обладают не только люди, боги, животные и растения, но и скалы, камни, воды и другие сущности и природные явления. Мир джайна так же наполнен жизнью внешне неживого, как и мир первобытного человека

Победить свою карму можно, живя в соответствии с определенными принципами. Их три: вера в истинность доктрины, совершенное знание и праведная жизнь.

Вера — условие понятное, с нее все начинается. Совершенное знание достигается различными духовными практиками, в той или иной степени характерными для всех религий Индии (медитация, йога и т. д.). А для того, чтобы жить праведно, джайны принимают на себя определенные обеты. Один из них, характерный для индийской культуры в целом, — не причинять вред каким бы то ни было живым существам. Другие напоминают нам о христианских заповедях: не прелюбодействовать, не стяжать, не красть, быть искренним и благочестивым в речах.

И снова вспомним учение Будды: он полагал, что многочисленные желания, оставаясь без удовлетворения, влекут за собой многие горести. Джайны тоже призывают к ограничениям для мирян. А монахи-джайны зачастую ведут аскетический образ жизни. В одном из двух течений джайнизма — дигамбаров («одетых светом») аскетизм доходит до крайних пределов. Дигамбары питаются через день, постоянно прикрывают рот, чтобы ненароком не проглотить насекомое, а дорогу перед собой подметают опахалом, чтобы не раздавить какое-нибудь мелкое живое существо. Ну и наконец, они ходят абсолютно нагими — «одетыми светом». Столь суровая жизнь — для немногих. Вот почему более многочисленным стало течение шветамбаров («одетых в белое»). Первые и вторые расходятся также в отношении к священным текстам, записанным через 200 или 300 лет после кончины Вардхамана, а до того передававшимся из уст в уста. Шветамбары считают записанные тексты истинными словами основателя религии, а дигамбары убеждены, что тексты написаны позднее другим автором, поэтому признают лишь собственные предания и ритуальные предписания.

Джайнизм
Семь исходных форм для рассуждений, предлагаемых джайну для познания мира: В определенном смысле есть; В определенном смысле не есть; В определенном смысле не поддается описанию; В определенном смысле есть и не есть; В определенном смысле есть и не поддается описанию; В определенном смысле не есть и не поддается описанию; В определенном смысле есть, не есть и не поддается описанию

Как несложно догадаться, принцип непричинения вреда живым существам, столь важный для всех джайнов, не могут соблюдать ни воины, ни ремесленники, ни земледельцы. Лишь знатные люди, которые могли себе позволить не трудиться, да представители интеллигенции и финансовых кругов имели возможность соблюдать требования этой религии. Примерно так же дело обстоит и ныне. Вот почему джайнов даже в Индии немного, но это, как правило, очень влиятельные люди. Ну а за пределами полуострова джайнизм исповедуют эмигранты. Иными словами, религия так и остается специфически индийской, непротиворечиво, но обособленно встроившись в индуизм.

Джайнизм великолепно вписывается в индийскую культуру и потому, что признает всеобщую космическую волю, руководящую миром и сменой периодов развития, расцвета и упадка. Существования богов он не отрицает, но отводит им незначительные роли.

Для джайнизма характерны паломничества, ритуальные посты и праздники, многие из которых совпадают с общеиндийскими.

Родом из Пенджаба

Сикхизм — сравнительно молодая религия — тоже родом из Индии. Он возник на базе индуизма и ислама, двух весьма непохожих друг на друга религий. Возможно, именно поэтому он легко обособился от них, хотя его основателя почитают не только сикхи, но и индуисты, и индийские мусульмане.

Черный символ, именуемый «кханда» на желтом флаге
Черный символ, именуемый «кханда» изображается на желтом флаге, вывешиваемом у дверей храмов. Если вглядеться в изображение, можно различить обоюдоострый меч (символ святого воина), метательное кольцо (символ единства бога и человека) и два кирпана (кинжала или коротких меча) по сторонам. Они символизируют две власти — духовную и мирскую, ибо сикх обязан не только самосовершенствоваться, но и выполнять свой долг перед общиной
Хармандир-Сахиб (Золотой Храм) — центральный храм (гурдвара) сикхов в индийском городе Амритсаре
Хармандир-Сахиб (Золотой Храм) — центральный храм (гурдвара) сикхов в индийском городе Амритсаре

«Сикх» в переводе с одного из языков Индии, панджабского, — «последователь, ученик». За кем же следуют сикхи? За гуру Нанаком, сведения о котором достаточно достоверны, ведь жил он в XV-XVI вв. и первое из его жизнеописаний, возможно, появилось еще при его жизни. Родившийся в семье чиновника-индуса, он должен был прожить обычную жизнь, ведь, в отличие от Будды и от Вардхаманы, не странствовал и не искал истину, истощая себя аскезой. Он всего лишь однажды пошел купаться — и пропал на три дня. А по возвращении начал проповедовать учение, якобы открывшиеся ему там, где нет ни хинду (последователей традиционных индийских верований), ни мусульман. Так он стал первым из десяти гуру, признаваемых сикхами.

Он же сформулировал три основных положения — три столпа веры сикхов:

  • медитация с пением специальных мантр;
  • образ жизни — следует жить в своем доме собственным трудом, физическим и умственным;
  • разделение имущества с сикхской общиной.

Подобно тому, как в исламе сотое имя Аллаха никому не известно, в сикхизме истинного имени всемогущего Единого Бога-Творца никто не знает. Сущность Бога двойственна — с одной стороны, это Абсолют, воплотившийся в Творении и, значит, живущий во всем, что есть в мире, с другой — персональный Бог внутри каждого человека. Поклоняться Богу следует с помощью медитации, а всякие посты, обеты и прочие религиозные действия смысла не имеют. Единственная цель, ради которой устраиваются церемонии и празднества, — сплочение членов общины.

Коренное отличие сикхизма от других индийских религий — неверие в карму. Душу человека сикхи считают бессмертной, после смерти человека она растворяется в природе, таким образом возвращаясь к Творцу. Вновь воплотившись в новом человеке, душа не помнит о своих предыдущих рождениях, не несет на себе кармического следа, и человек волен начать все с чистого листа, не прибегая для этого к каким-то особым манипуляциям.

Внешний облик сикха
В сикхизме существует пять священных предметов и особенностей внешнего облика: Кеш — волосы, спрятанные под головной убор в виде тюрбана или чалмы (сикхи не должны стричь волосы в течение всей жизни; у мужчин борода и усы также считаются кеш); Кангха — гребень, которым расчесывают и поддерживают волосы; Кара — стальной браслет; Качх — нижнее белье в виде коротких, как правило, до колен, штанов; Кирпан — короткий меч или кинжал, носимый под одеждой

Кроме того, человек в сикхизме добр от рождения — он ведь Божье создание, и потому должен творить добрые дела и жить в мире с другими людьми. Просто должен — и все. Сикхи не ждут воздаяния за то, что просто следуют своей природе. Все равно, уверены они, человеческая воля ограничена рамками воли Божьей. А вот одному человеку пытаться ограничить волю другого — грех.

И поныне большинство сикхов — земледельцы.

Сикхизм — восьмая по численности религия в мире. Число ее приверженцев доходит до 22 млн, из которых более 80% проживают в Индии. И в других странах, как и в случае с джайнизмом, сикхи, как правило, — выходцы из Индии.




Поделиться ссылкой