Обряды в индуизме: рождение, брак и смерть

В индуизме существует множество ритуалов, сопровождающих важные жизненные события. Эти ритуалы, называемые самскара, начинаются с рождения человека и заканчиваются смертью и кремацией. Это главные празднества в жизни индийской семьи. Они укрепляют узы, существующие в более обширном сообществе.

Рождение

Традиционно существует шестнадцать самскар, и одиннадцать из них связаны с рождением ребенка, хотя некоторые семьи могут и не исполнять их все очень строго.

Когда супруги желают зачать ребенка, они могут посоветоваться со священником, который укажет лучшие дни для полового сношения, чтобы создать хорошую карму для новой инкарнации ребенка. Во время беременности мать читает и декламирует священные индуистские тексты, чтобы их позитивное влияние оберегало ребенка. На восьмом месяце беременности родители могут поднести Вишну вареный рис, чтобы его животворная сила передалась еще не родившемуся ребенку.

Церемония присвоения имени обычно происходит на десятом или двенадцатом дне после рождения, хотя время может и различаться. При рождении семья записывает день и точное время, что позволяет индуистскому священнику составить гороскоп и определить наиболее подходящие для имени звуки. Детали и формальности этой церемонии различаются в разных семьях, но это всегда празднество, на котором происходит угощение освященной пищей под названием прасадам.

Ребенка впервые выносят на прогулку во время церемонии присвоения имени. После того как семья принимает утреннюю ванну, она совершает пуджу на домашнем алтаре. Одетого во все новое, ребенка на непродолжительное время выносят за пределы дома. Иногда, особенно в сельской местности, мать приносит дитя к алтарю местного божества.

Малышу впервые дают твердую пищу во время утренней пуджи, обычно по прошествии пяти месяцев от рождения, хотя возможно и позже, в зависимости от его здоровья. Произносятся особые молитвы, после чего отец дает ребенку ложку вареного риса, замешанного на простокваше, топленом масле или меде, а иногда просто рис с молоком.

В год, три года или пять лет, обязательно бреют голову, оставляя лишь маленький пучок волос. Пострижение головы символизирует устранение отрицательной кармы, передавшейся из прошлой жизни, а также означает пожелание ему счастливой судьбы. В тот же день, после бритья головы, ребенка могут также приобщить к знанию писаний: один из родителей направляет руку малыша, помогая ему вывести три мантры из индуистских писаний. Помимо этого, детям могут вместе с пострижением головы также проколоть и мочки ушей, однако в наши дни обычно это делают только девочкам."

Смерть

Последняя самскара посвящается отбывающей душе. По возможности перед расставанием души с телом в рот умирающему помещают священные листья растения тулси, несколько капель воды Ганга и кусочек золота. Тело кремируют, поскольку для реинкарнации необходимо лишь дальнейшее развитие атмана, то есть души. Тело обмывают, одевают, оборачивают новой простыней и укладывают на носилки, которые процессия доставляет к погребальному костру. Там, где невозможно соорудить погребальный костер, тело укладывают в гроб и относят его в крематорий. Перед сожжением старший сын кладет горящие угли в рот покойному, а остальные подбрасывают небольшие деревяшки в костер. При этом распевается мантра: «Вот гора еды, предназначенная для тебя, о уходящий. Да будет в ней твое удовлетворение и твое освобождение от всех оков». Когда костер или печь зажигают, читаются молитвы из индуистских писаний за упокой души. После кремации собирают пепел, цветы и кости и, если возможно, развеивают над рекой Ганг или любой другой рекой или морем.

Ритуал Священной Нити

Индийские мальчики из высших каст должны пройти ритуал Священной Нити для получения права жениться и изучать молитвы на санскрите, что позволит им представлять свою семью в богослужениях. Эта церемония происходит по достижении мальчиком двенадцатилетнего возраста и символизирует его переход из детства во взрослую жизнь. После серии благословений и ритуальных купаний мальчик становится лицом на запад. Его гуру, или наставник, встает напротив и дает ему моток хлопчатой нити, которая считается священной после окропления водой. После того как эта нить перекидывается через правое плечо и замыкается на поясе слева, гуру произносит: «Да уничтожит эта священная нить мое невежество, дарует мне долгую жизнь и преумножит мое понимание». Мальчик повторяет эти слова, когда повязывает священную нить. Затем он разучивает древний гимн Гаятри из «Риг-веды» и в конце церемонии гуру дает мальчику наставления о его долге и обязанностях перед семьей и учителями.

Индуистские венчания

В традиционной индуистской культуре, как и в индийской культуре в целом, обычно ответственность за поиск подходящей партии для сына или дочери возлагается на родителей и семью. Такой поиск осуществляется либо через личных знакомых, либо при помощи газетных объявлений. Часто семейного астролога просят изучить гороскопы жениха и невесты, и, если они совместимы, выбрать удачный день для церемонии.

Церемония. Родители невесты начинают церемонию венчания с традиционного приветствия жениха, включающего в себя различные символы счастья, плодородия, пищевого изобилия и безопасности. При этом невеста может возносить молитвы к богине Парвати. После этого она соединяется с новобрачным, и, когда прозвучат песни благословения, отец невесты официально передает ее мужу. Семейный союз утверждается, когда их правые руки символически связывают хлопчатой нитью, окрашенной желтой куркумой, и окропляют ее водой. Затем они трижды обходят вокруг священного огня, поднося зерна риса. Но завершается брачная церемония только после того, как молодожены делают семь шагов, принося на каждом шаге обет. Эти семь шагов означают пишу, силу, процветание, благополучие, детей, хорошую погоду и гармонию в браке и дружбе. Теперь брак считается совершенным, и после благословений и молитв друзья и члены семьи принимают участие в свадебном пиршестве.


Поделиться ссылкой