Основные убеждения в бахаизме

Бахаисты верят, что Бог в разные времена являя себя в виде различных пророков. Таким образом, они считают заветы Кришны, Моисея, Будды, Христа или Магомета актуальными для своего времени, но впоследствии превзойденными последующими откровениями.

Священные тексты. Бахаисты верят, что письменные откровения Бахауллы и Абдула Бахи являются священными писаниями для нашего времени и в этом превосходят более ранние откровения Торы, Нового Завета или Корана, но не противоречат им. Новые откровения необходимы, поскольку человечество взрослеет и на него ложится большая ответственность. Что было приемлемо для людей, с которыми говорили Кришна, Будда или Моисей, не являлось таковым для более развитых людей, слушавших Иисуса или Магомета. Бахаисты считают, что человечество стоит на пороге зрелости и способно создать единый мир, преодолев национальные, расовые и религиозные предрассудки. Вера в прогрессивное развитие человечества лежит в основе бахаистских социальных и религиозных воззрений.

Бахаистская вера утверждает единство Бога, признает единство его пророков и внушает принципы единства и целостности человеческой расы.

Шогхи Эфенди, Наставление на сегодня и на завтра, 3—4 Эта идея берет свое начало в исламе, однако заявление о том, что бахаистские священные тексты представляют собой дальнейшее развитие Корана, вызывало жестокие гонения на бахаистов в мусульманских странах. В Иране, родине бахаистской веры, они подвергались особенно суровым притеснениям, и, хотя иранская община составляет значительную долю бахаистов, большинство приходится все же не на Иран.

Бахаисты верят в единого Бога, творца всего, и тем самым следуют авраамическим верованиям. Они разделяют авраамические воззрения и в том, что человек — венец творения Господа. Они считают, что люди по сути своей добры и что если все мы будем следовать истинным учениям пророков, то наша жизнь улучшится. Как сформулировал эту мысль Бахаулла в своем трактате «Жатва»:

Создав этот мир и все живое и подвижное в нем, Он [Бог/ своей неограниченной и вышней Волей наделил человека исключительным разумением и способностью познать Его и любить Его — способностью, которую следует считать образующим импульсом и главной целью, лежащей в основе всего творения.

Бахаисты также подчеркивают единство человечества, считая национальные, расовые и религиозные различия предрассудками, которые должны исчезнуть в свете новой бахаистской веры.

Особое же место в этой вере занимают социальные вопросы и необходимость создания единого мира с единым правительством и единой религией — бахаизмом. Поэтому они с энтузиазмом поддерживают такие учреждения, как Организация Объединенных Наций. Шонгхи Эфенди подытожил бахаистские воззрения в следующих словах:

...целью жизни бахаиста является способствование единению человечества. Общей же целью нашего существования является установление связей между жизнями всех людей; мы ищем не персонального спасения, а вселенского... Наша задача — создание всемирной цивилизации, которая, в свою очередь, отразится на сущности каждого индивида.

Бахаистские учреждения

Бахаистская вера основала всемирный центр и свой международный штаб в Хайфе, в Израиле. Туда входит и Международный Дворец Правосудия. Это учреждение — заготовка на будущее, на те времена, в которые, как они верят, будет единое всемирное правительство, наставляемое бахаистской верой. Структура бахаистских собраний во всем мире демократична и основана на общем участии, что отражает принципы, которые они желают ввести повсеместно. Бахаисты весьма гордятся совещательным характером своих мероприятий и равенством, которое они дают всем независимо от класса, расы, пола и возраста. Эта традиция восходит к самым ранним временам бабитского движения.

Молитвы и богослужение

Я свидетельствую, О мой Господь, что Ты сотворил меня для того, чтобы я познал Тебя и почитал Тебя. Я свидетельствую на данный момент о своей немощи и о Твоем могуществе, о моей нищете и Твоем богатстве. И нет иного Бога, кроме Тебя, что Помогает в Нужде, Самодержавнейший.

Ежедневная бахаистская молитва

Дома почтения. Бахаисты молятся ежедневно, выполняя несколько стадий молитвы, и при этом обращаются в направлении Акры и Хайфы. Приватные молитвы также весьма поощряются, и существует множество собраний молитв, написанных Бахауллой и Абдулом Бахой. Три молитвы избраны как обязательные, и бахаисты непременно возносят хотя бы по одной из них каждый день. Бахаисты начали строить огромные центры коллективных молений для людей различных вероисповеданий. Такие дома почтения (Машрикул Адхкар) возведены на всех основных континентах как символы распространения веры. Они имеют по девять входов, что символизирует девять основных религий, которые, как считают бахаисты, в свое время открывались человечеству. Бахаисты видят такие дома прообразом подобных сооружений по всему миру, где смогут собираться верующие, когда баха-изм станет мировой доминирующей религией.

Правила жизни

У бахаистов строгий кодекс поведения, основанный на Кита-би Акдес, или Книге Законов, данной Бахауллой. Ежедневные молитвы являются обязательными, как и постный месяц Ала (2—21 марта). Этот период предшествует Новому году (Нав Руз), являющемуся большим праздником. Наркотические и галлюциногенные средства, а также употребление алкоголя строго запрещены, равно как и половые связи до брака и супружеская измена. Курение табака не запрещено, но весьма предосудительно. Среди других правил достойного поведения, Бахаулла запрещает также распространение сплетен и клевету. Брак ценится очень высоко. Партнеры свободны в выборе друг друга, но, сделав его, должны заручиться согласием родителей с обеих сторон. Бахаисты могут голосовать, но не принимают активного участия в деятельности политических партий. Идея единого мира считается важнее конъюнктурных интересов государственной, национальной и даже религиозной политики.


Поделиться ссылкой