Предыстория религии

Рисунок из пещеры Ласко, Франция
Рисунок из пещеры Ласко, Франция, с изображением птицы, человека и оленя. Предполагается, что на многих рисунках, найденных в пещерах, древние художники изображали ритуалы своих племен, которые можно рассматривать как ранние формы религиозной практики

18 декабря 1994 года три друга, бродившие в горах на юго-западе Франции, наткнулись на небольшое отверстие в склоне горы. Оно привело их в длинную пещеру, вернее в цепочку пещер, и в свете факелов друзья увидели, что стены покрыты совершенно удивительной пещерной живописью. Перед ними были давно вымершие существа, запечатленные в динамичных, естественных позах. Пещерную живопись во Франции и в других странах находили и раньше, но оказалось, что эта, из пещеры Шове, самая древняя из известных — ей более тридцати тысяч лет.

В разных местах, соединенных между собой пещер были обнаружены следы совершения ритуалов, которые можно рассматривать как религиозные. На полу, под слоем пыли, которую никто не тревожил, наверное, двадцать пять тысяч лет, обнаружились следы древних танцев. Каменная глыба с водруженным на ней черепом медведя, возможно, была местом поклонения. На удаленной от входа стене одной из самых дальних пещер нашли удивительный рисунок получеловека-полубизона. На остальных рисунках комплекса пещер ничего подобного не оказалось; по-видимому, получеловек-полубизон был религиозным атрибутом, подобно человеческим фигуркам с оленьими рогами из известных пещер с рисунками доисторических людей на территории современной Франции. Вполне возможно, что найденная пещерная живопись — самое раннее свидетельство религиозной деятельности человека. Если это так, то пещера могла быть местом, где практиковали шаманы. Практики подобного рода сохранились до наших дней.

В отсутствие письменных свидетельств (а самые ранние религиозные тексты датируются примерно 2500 г. до н.э.) нельзя с уверенностью судить о религиозных верованиях и практике. Однако можно предположить, что пещера Шове была любимым местом шаманов. Если это так, то наши знания о современном и ушедшем в историю шаманизме позволяют представить, какие действия совершались в пещере.

Шаманизм

Шаманизму часто приписывается роль первой мировой религии. Это преувеличение, поскольку в высшей степени маловероятно, чтобы шаманизм когда-либо осознавал себя в качестве последовательного вероучения или имел организационные формы. Едва ли практикующие шаманизм люди, разбросанные по свету, знали о существовании других шаманов за пределами собственной общности. Но есть данные о распространении шаманизма через юг Сибири — в Китай и за его пределы, через мост, связывавший Сибирь и Аляску до затопления его океаном десять тысяч лет тому назад, — на восток, а также на запад, в Россию и Финляндию, в Монголию и степи Центральной Азии.

Шаман входит в состояние транса и так осуществляет связь между двумя мирами — материальным и миром могущественных, совершенно непредсказуемых духов. Существование этих двух миров и составляет основу шаманизма. Обратившись к миру духов, можно избавиться от болезни или неудач, хорошо поохотиться, достичь власти и богатства. Шаманами становятся мужчина или женщина (по некоторым сведениям, число мужчин и женщин среди шаманов примерно одинаково), которые могут говорить с духами и получать от них сообщения.

Многие народные верования, религиозная философия Китая, Японии, Сибири, большей части Монголии и до некоторой степени добуддийская религия Бон в Тибете уходят корнями в шаманизм. Вместе с племенами, пришедшими через мост, некогда существовавший в районе Берингова моря, из Сибири и монгольских степей на Аляску, а затем расселившимися южнее, шаманизм распространился на Южную Америку.

Однако еще слишком рано, если вообще возможно, делать выводы, что изображение, обнаруженное в пещере Шове, является свидетельством существования шаманизма на территории современной Франции тридцать тысяч лет тому назад или что это сходное явление, никак не связанное с Сибирью.

Большую роль в шаманизме играет культ медведя. Шаман должен обладать духом какого-нибудь животного, с помощью которого он или она могут легко проникнуть в мир духов. Таких животных мы в изобилии находим в древних легендах — например, герои одной из китайских легенд, Фу Цзы и Нюй Ва, были наполовину змеями, наполовину людьми. Друиды почитали оленя. Но самым могущественным считался медведь. Осенью из леса приносили маленького медвежонка. Всю зиму и начало весны шаман заботливо ухаживал за ним. Затем медвежонка убивали, чтобы соединить медведя и шамана, а медвежий череп становился предметом поклонения.

Другие доисторические религии

Но шаманизм не был единственным верованием в доисторический период. В разных местах земного шара можно найти остатки священных мест и почитавшихся захоронений. Культы предков и поклонение могущественным природным силам, судя по всему, были распространены повсеместно. В Европе известны скульптурные изображения женщин примерно тридцати тысячелетней давности, свидетельствующие о поклонении женскому началу. Но мы не знаем, в чем выражалось поклонение, что означали эти скульптуры. В Австралии находили высеченные на скалах простые фигуры, чаще всего круги. Предположительное время их создания — около ста тысяч лет тому назад. Связаны ли они с религиозными верованиями? Может быть, это первые попытки человека оставить след о себе? Самая большая проблема при изучении доисторических памятников заключается в том, что мы просто ничего о них не знаем. Мы не знаем, что делали люди в Стонхендже, мы очень мало знаем о могильных холмах, разбросанных по всей территории Европы, самым древним, из которых более пяти тысяч лет. Ясно только, что в течение тысячелетий люди поклонялись предкам, почитали их, обращались к ним и к природным силам с помощью специальных ритуалов.




Поделиться ссылкой