Происхождение и основные концепции буддизма

Подношение даров статуе Будды в храме Возлежащего Будды в Бирме
Подношение даров статуе Будды в храме Возлежащего Будды в Бирме. Когда Будда изображается в этом положении, это выражает состояние, в котором он близок к вхождению в нирвану.

Будда обрел просветление, медитируя под деревом бодхи в местечке на севере Индии, ныне известном как Бодхгая. Затем он произнес свою первую проповедь перед небольшой группой учеников в Сарнате, и именно там он впервые поведал о Четырех Благородных Истинах и Восьмеричном Пути. Эти учения, равно как и другие, которые он излагал в дальнейшем, объясняют природу страданий и способ их прекращения для достижения абсолютной свободы нирваны (на пали — ниббана).

Буддизм теравада

На протяжении своей жизни Будда продолжал давать духовные наставления и собрал множество учеников, которые образовали Сангху, сообщество буддистских монахов. Сангха хранила его учения, которые постепенно распространились по Индии и за ее пределы. Учения Будды и традиции, установившиеся на той ранней стадии, наиболее строго соблюдаются в наши дни в буддизме Теравада. Теравада означает «Учение Старших».

Буддизм махаяна

По мере развития учений Будды в первом столетии нашей эры начало складываться новое течение буддизма под названием Махаяна. Махаяна означает «Большая колесница». Некоторые из правил, которых придерживались ранние буддистские монахи, в Маха-яне претерпели изменения с тем, чтобы способствовать распространению буддизма за пределы Индии.

В Махаяне также получила развитие концепция бодхисатвы, что означает «склонный к просветлению». Этим термином обозначается человек, которому уготована судьба Будды. Через бесчисленные жизни, исполненные благих дел, бодхисатвы могут достичь момента, в который они медлят с окончательным возрождением, чтобы с состраданием откликнуться на зов о спасении, исходящий от тех, кто заключен в круге возрождения.

«Любой ценой я должен нести бремя всех существ, и в том я не следую собственным желаниям. Я дал обет спасти всех сущих. И всем им я должен дать свободу».

Враджрадваджа-сутра, Сикшасамукья 280—81

В буддизме Махаяна ранняя буддистская философия получила новое развитие. Будда учил, что нет ничего неизменного. Он также учил, что в своем существовании все зависит от чего-то еще. Например, существование человека зависит от солнца, дающего свет и тепло, от воздуха, необходимого для дыхания, и так далее.

Сначала буддисты расширили это учение, предположив, что все в мире создано из базовых «кирпичиков», называемых дхармы (дхаммы на пали). Они утверждали, что хотя конкретные здания, сложенные из этих кирпичиков, не являются неизменными, сами кирпичики таковы — они просто существуют. Буддийский философ школы Махаяны Нагарджуна заметил, что это противоречит изначальному учению Будды. Он утверждал, что если дхармы существуют и если все сущее изменчиво, то и сами дхармы не могут быть неизменны: в действительности нет ничего неизменного и целостного ни в чем. Это учение называется Суньятавада — Путь Пустоты.

Нирвана

Буддисты верят в то, что можно покончить со страданиями. Для этого нужно достичь нирваны. Нирвана — это окончательное освобождение от сансары (блуждание) — круга смерти и возрождения. Они верят, что мы проходим через много рождений в обличии человеческом или в других. Возрождение, болезни, желания, страдания и смерть прекращают свое существование в нирване — состоянии высшего счастья и покоя.

Карма

Буддисты верят, что существует множество миров и галактик: некоторые из них канули в прошлое, но еще больше возникнет в будущем. И все сущее во всех местах и во все времена подчиняется закону кармы (на пали — камма) — закону причины и следствия. Будда видел все деяния, будь то помыслы, слова или действия, семенами, которые прорастут и дадут плоды в этой или последующих жизнях. Положительные действия увеличивают заслуги; отрицательные же их отнимают. Буддисты стараются избавить себя от отрицательной кармы и усилить положительную с помощью праведного образа жизни, медитации и подношений. Буддисты верят, что накопление кармы заключает человека в круг смерти и возрождения. Главная цель буддиста — избавление от действия закона кармы.


Поделиться ссылкой