Распространение буддизма и современные течения

монгольский монах
Теперь монгольским монахам снова разрешается придерживаться своих традиций, и монашеская жизнь восстанавливается. Монастыри отстраиваются и принимают новых монахов, а религиозные тексты перепечатываются

В XX веке буддизм подвергался большим гонениям, чем за всю свою историю в прошлом, но в наши дни большинство подобных ограничений на исповедание буддизма снято и он возрождается.

Буддизм В Азии. Хотя в некоторых азиатских странах буддизм процветает, существуют и такие места, где он по-прежнему страдает от притеснений или просто лишается последователей. Его влияние в Индокитае и Бангладеш падает в силу быстрого наступления ислама. Со времен Вьетнамской войны (1964-1975) численность вьетнамской Сангхи сильно сократилась, а многие монастыри и храмы были закрыты. В Камбодже последствия Вьетнамской войны усугубились с приходом к власти «красных кхмеров», которые принудили к мирской жизни или истребили почти всю Сангху. Тем не менее она восстанавливается и принимает участие в светской жизни и обновлении общества. Лаос в 1975 году стал коммунистическим государством. Теперь Сангха там уже не играет центральной роли, и многие монахи эмигрировали в Таиланд. В Мьянме буддизм по-прежнему остается религией большинства, но взаимоотношения между Сангхой и военным правительством непростые.

Однако остается множество мест, где Сангха сохраняет свои главенствующие позиции или приобретает все большее влияние. В Таиланде и Шри-Ланке буддизм — религия большинства, а в гималайском Королевстве Бутан он по-прежнему остается государственной религией. Небольшие группы буддистов существуют в России, в республиках Бурятия, Тува и Калмыкия. Оживление буддизма и возникновение новых движений наблюдается в Индонезии, на Тайване, в Гонконге, Сингапуре, Южной Корее и Непале, а также в Китае и Японии. Число индийских буддистов также растет, частично благодаря притоку беженцев с Тибета, частично из-за перехода в буддизм миллионов «неприкасаемых» (теперь они называются «внекастовые»). Это движение было вдохновлено Б.Р. Амбедкаром в 1956 году.

Интерес к буддизму на Западе продолжает расти, так как начиная с 60-х годов все больше молодых людей путешествует по буддистским странам. Основаны тысячи буддистских центров, но сколько точно сейчас буддистов на Западе, сказать невозможно, поскольку многие из них не входят в организованные религиозные общины.

Буддизм при коммунистическом правлении

В XX веке в ряде буддистских стран установился коммунистический режим, который часто проявлял нетерпимость к буддистским традициям, а во многих случаях оказал разрушительное воздействие на буддистскую культуру.

Монголия. Когда в Монголии — стране буддистского большинства — в 1924 году установилось коммунистическое правление, религия начала подвергаться притеснениям, а в начале 30-х годов была и вовсе запрещена. Буддистские монахи и монахини были вынуждены покинуть свои общины, а монастыри были заброшены или разрушены. На протяжении шестидесяти лет нельзя было ни принимать новых монахов, ни печатать религиозные тексты.

Китай. Когда после Второй мировой войны в Китае победил коммунизм, религиозные общины оказались разобщены, а религиозная практика ограничена. Последователи буддизма и других религий претерпели самый серьезный удар в ходе «культурной революции» (1966-1976), когда практически все монастыри и храмы были закрыты, приспособлены для других нужд или разрушены, а буддисты более не могли следовать своим традициям или обучать им публично.

С 1977 года было разрешено открывать храмы и монастыри, а в 1980-м снова позволено обращение в монахи (запрещено в 1951 году). В наши дни буддизм в Китае начинает набирать силу, особенно на севере. Он популярен среди молодежи благодаря своим философским и интернациональным аспектам.

Тибет. Вооруженные силы коммунистического Китая вторглись в Тибет в 1950 году, а через девять лет жители Тибета подняли восстание против китайского правления. Восстание было подавлено, а в последующие годы китайские власти пытались искоренить тибетскую буддистскую культуру, уничтожая произведения религиозного искусства, а также разрушая тысячи монастырей и библиотек.

С восьмидесятых годов монастыри снова стали открываться, а тибетские буддистские тексты — выходить в печать.

Буддизм в Японии. В Японии существует большое разнообразие буддистских течений. Одни следуют древним традициям, таким как Дзэн или Тендай, другие же становятся членами более современных буддистских движений. Одной из наиболее популярных является мирская организация Сокагаккай, выросшая из секты Никирен. Школа Никирен основана на учении монаха XIII века Ни-кирена. Подобно многим новым японским буддистским течениям, в нем наибольшее внимание уделяется практике, приносящей преуспевание в земной жизни, причем для личности на первом месте, а для мира в целом — на втором. Поскольку многие новые буддистские группы возникают благодаря толкованиям харизматических светских учителей, роли монастырей в них уделяется меньше внимания. Некоторые влиятельные новые буддистские движения, такие как Сокагаккай, распространились на Западе, где возникают и новые формы буддистской мысли и практики.


Поделиться ссылкой