Религия в современном мире

Почти все основные религии мира покинули те места, где они возникли, распространились по всему земному шару. Так, в настоящее время большое число христиан живет в развивающихся странах, далеко от Ближнего Востока и Средиземноморья, где зародилась их вера, а во многих европейских странах ислам занял второе место по численности приверженцев. Внутри большинства религий можно обнаружить поразительное разнообразие культур, языков и традиций. Надо помнить, что за такими широкими понятиями, как «христианство» и «буддизм», кроется множество различных пониманий веры и религиозной практики.

Религия и наука

Многие люди не проводят грани между религией и повседневной жизнью и точно так же не видят противоречий между религией и наукой. В основе даосизма, например, лежат поиски «пути Вселенной». Даосизм учит, что человек должен соблюдать естественные законы, а не идти наперекор им. Ислам придает большое значение познанию мира природы, но всегда в контексте подчинения Богу и его законам.

Научные исследования и теории порой провоцируют горячие споры внутри конфессий. Примером этого может служить реакция приверженцев некоторых направлений в иудаизме, христианстве и исламе на современные теории возникновения вселенной. Одни вообще отвергают научные теории, потому что они не соответствуют рассказу о сотворении мира Богом, изложенному в священных книгах, тогда как другие стараются осмысливать их в свете научных теорий.

Тибетские монахи
Тибетские монахи (Индия) слушают буддийское учение. Многие здешние буддисты в свое время последовали за далай-ламой в изгнание из Тибета, и сейчас их община в Дха-рамсале процветает.

Ислам всегда поощрял научные изыскания, и многими научными открытиями мир обязан исламу. Христианство заложило основу современного эмпирического познания — согласно христианскому учению, все создано Богом и постижение всего сущего есть путь к познанию Бога. Иногда складывается впечатление, что современная наука находит ответы на вопросы, которые традиционно входили в компетенцию религии, и многие люди считают, что с ростом научного знания религии утрачивают свои позиции. Но в последние годы возрос интерес и к религии, и к медиумам, и к гаданию. Многие люди считают, что наука не в состоянии ответить на глобальные вопросы бытия.

Во многих культурах не существует различия между религией и повседневной жизнью. Люди считают, что они просто живут по мудрым обычаям и традициям своего народа. Мусульмане, к примеру, говорят, что ислам не религия, а образ жизни. Большинство индуистов не знают, что они индуисты, — это название придумано теми, кто не исповедует индуизм.

Религия и политика

Многие люди также не видят четких границ между религией и политикой. Сама мысль, что религия не должна иметь никакого отношения к политике, обязана своим происхождением главным образом европейскому историческому опыту религиозных войн XVI-XVII столетий. В древности ни один правитель не отправлялся воевать и не подписывал договор о мире, не посоветовавшись прежде всего с богами или с Богом. В Риме, если государство находилось в состоянии войны, ворота храма Марса, бога войны, оставались открытыми. Их закрывали только после объявления мира. Для большинства религиозных общин религия, повседневная жизнь и политика составляют единое целое.

Однако в случае противоборства религий или культурных потрясений, вызванных вторжением извне, религиозные различия становятся политическими, и наоборот. На ранних христиан смотрели как на врагов Римской империи, потому что они не поклонялись императору и тем самым угрожали нарушить равновесие между государством и религией. Уже в XX веке в Японии при государственной роли синтоизма подвергались преследованиям не только последователи более поздних религий (таких, как христианство), но и исповедующие древний буддизм. Государство было заинтересовано в едином мировоззрении граждан. Отсюда и проистекали гонения. Неудивительно, что зачастую горький опыт религиозных меньшинств приводил к политическому сепаратизму на религиозной почве. Многим сообществам во всем мире знаком страх оказаться принадлежащими к религиозному меньшинству.

Даже в отсутствие явных преследований институты и ожидания общества могут строиться на определенной религии или мировоззрении, что осложняет жизнь людям, придерживающимся других религиозных взглядов. В Саудовской Аравии немусульмане могут совершать богослужение только частным образом, в своих домах, и никогда не должны пытаться обратить мусульман в свою веру. Во Франции запрещается приходить в школу в одежде, предписываемой той или иной религией, тогда как для многих мусульманок ношение определенного головного убора необходимо по их представлениям о целомудрии и благопристойности. Конфликт ценностей и взглядов породил во Франции серьезные проблемы.

Однако, если жители государства исповедуют несколько религий, если между религиозными общинами существует напряженность, помогают светские государственные учреждения. В Индии, даже после того как она стала независимой в 1947 г., часто происходят кровавые стычки между индуистами и мусульманами, однако светское государственное устройство позволяет держать обстановку под контролем. В настоящее время усиление религиозных партий и возможность возникновения индуистского государства, в котором мусульмане, христиане и последователи других религий будут чувствовать себя гражданами второго сорта, ставит это хрупкое равновесие под угрозу.


Поделиться ссылкой