Ритаулы и обряды сикхов

Хелса и «Пять К»

Хелса была основана Гуру Гобиндом Сингхом как содружество тех, кто решился хранить религию и ценности сикхов, а также защищать всех страждущих независимо от веры и касты.

В 1699 году гонения, которые преследовали сикхов в Пенджабе многие годы до этого, достигли невиданного масштаба. Гуру Гобинд Сингх, последний гуру-человек, собрал сикхов в Анандпуре, чтобы отметить праздник урожая. На этом собрании он спросил, есть ли человек, готовый умереть за свою веру. Первого, кто выступил вперед. Гуру пригласил в свой шатер. Затем Гуру вновь вышел с мечом, обагренным кровью, и спросил, есть ли еще добровольцы. Тут же вызвался еще один желающий, и гуру снова вышел из шатра с окровавленным мечом. Так повторилось пять раз, и в каждом случае, насколько могли предполагать люди, смельчаков в шатре ожидала смерть. И тогда Гуру открыл полог и предъявил всех пятерых живыми и невредимыми.

Тем было положено начало Хелсе — сообществу преданных сикхов, готовых отдать жизнь за сохранение веры и защиту слабых.

В то же время Гуру Гобинд Сингх дал всем сикхам-мужчинам имя Сингх («лев»), а женщинам — Каур («принцесса»), чтобы стереть все следы кастовой системы.

Вступление в Хелсу

Вступление в Хелсу - важный шаг, и многие сикхи ждут до старости, пока не почувствуют себя готовыми. Однако весьма часто и мальчики лет четырнадцати-шестнадцати формально вступают в Хелсу. К ней могут присоединиться и женщины, но это не столь распространено. Каждая кандидатура сначала должна быть одобрена другими членами Хелсы в этой местности.

Ритуал принятия в Хелсу приватный, происходит в гурдваре, и на него могут быть допущены разве что ближайшие родственники. Церемония инициации называется амрит санскар, или пахул, и часто проводится на праздник Байсакхи, поскольку именно тогда была основана Хелса. На ней должны присутствовать пять членов Хелсы, и каждый вручает новичку один из пяти К. Кандидат клянется защищать веру, служить на благо других, воздерживаться от употребления табака, алкоголя и других дурманящих веществ и регулярно молиться, утром и вечером. Ему дают выпить ам-рита (вода с сахаром), а затем он говорит: «Хелса от Бога, а победа для Бога». Далее амрит выплескивают ему на волосы и на глаза и повторяют эту процедуру пять раз. Цитируется Муул Мантра и распевается молитва Ардас. Обычно церемония заканчивается угощением Карах Паршадом. Пять К означают, что их носитель — полно-парвный член Хелсы.

Почти все Сикхи также носят тюрбан. Он не относится к пяти К, но его надевают, чтобы волосы были опрятнее, чтобы как можно более походить на Гуру Гобинда Сингха и как видимый знак преданности своей вере.

«Пять К»

Сикхские мужчины всегда носят пять знаков своей веры. Название каждого из них на панджаби начинается с буквы К, поэтому вместе они известны как «пять К»:

Кеш: нестриженые волосы. Правоверные сикхи никогда не стригут волос и не бреют бород.

Канга: гребень, удерживающий волосы.

Кара: стальной браслет, идеальный круг, символизирующий единство Бога и единую правду без начала и конца. Сталь символизирует силу.

Кирпан: небольшой меч или кинжал, напоминающий сикху о необходимости противостоять притеснениям в любой форме.

Каччера: короткие брюки или шорты, восходящие к тем временам, когда мужчины носили платья. Эта одежда символизирует готовность вступить в битву.




Поделиться ссылкой