Ритуалы, верования, обычаи и символика евреев

Еврейская пара стоит под ху-пой
Еврейская пара стоит под ху-пой — балдахином, украшенным цветами, символизирующий новый дом, который будет у жениха и невесты. Свадебный обряд совершают в любой день, кроме субботы и праздников.

Каждое событие еврейской жизни от рождения до смерти выполняется в соответствии с заповедями. Таким образом евреи всегда помнят о Боге и Его Законе.

Рождение

В Торе записано, что «знамением» Завета между Богом и евреями является обрезание. Операцию выполняют в домашних условиях мохелы, евреи, специализирующиеся на обрезании. Обрезая крайнюю плоть, мохел напоминает о Завете и произносит благословение. В это же время мальчику дают имя. Девочкам имя дают в синагоге, где и произносят благословение. По завершении церемонии устраивают праздничную трапезу «во исполнение заповеди».

Бар-мицва

В тринадцать лет еврейский мальчик считается достаточно взрослым, чтобы нести за себя ответственность и соблюдать Закон. Он становится, в религиозных терминах, «сыном заповеди», на иврите «бар-мицва». Отныне он может принимать активное участие в службах и входить в миньян — кворум, необходимый для совместной молитвы. Одна из привилегий и одновременно обязанностей еврея — чтение отрывка из Торы во время синагогальной службы. Первое чтение Торы в синагоге — большое событие в жизни подростка. Чтобы послушать его, в синагогу приходят друзья и родственники. Перед началом чтения подросток произносит молитву, в которой обещает следовать Божьим заповедям. С этого момента он может надевать при молитве тфиллин. В реформатских общинах получила развитие церемония посвящения в совершеннолетие девочки — бат-мицва, что означает «дочь заповеди».

У ортодоксальных евреев предусмотрена служба по поводу совершеннолетия девочек (бат-хаил), которая проводится после достижения девочкой двенадцати лет в любой день, кроме субботы, но чаще в понедельник утром, поскольку девочки и женщины не могут принимать участие в службе.

Вступление в брак

Женитьба и воспитание детей — очень важная часть еврейской жизни. Во многих еврейских общинах большую роль продолжает играть сватовство; безбрачие не поощряется.

Бракосочетание может совершаться в синагоге, но во многих странах его часто совершают на открытом воздухе. Жених надевает золотое кольцо на указательный палец невесты. Читается брачный контракт («кетуба»), раввин произносит семь благословений на брак. В конце церемонии жених разбивает рюмку, наступив на нее. Существует несколько объяснений этого обычая. Одно из них — даже в радости он напоминает о разрушении Храма в Иерусалиме.

Смерть

Евреи верят в воскресение мертвых, но в разных традициях по-разному представляют себе, что происходит с телом, поэтому по-разному относятся к преданию земле и кремации. Ортодоксальные евреи не кремируют умерших, считая, что кремация противоречит вере в телесное воскресение, но иудеи-реформисты не придерживаются этого правила.

Умерший должен быть как можно скорее погребен (обычно в течение 24 часов) в освященной земле. Тело омывают, умащают благовониями и заворачивают в белую простыню.

Ритуалы оплакивания помогают понесшим утрату родственникам пережить ее. В течение недели после смерти близкие родственники не выходят из дома, надевают рваную или порезанную верхнюю одежду и не принимают участия в повседневных делах. Друзья и родственники обязаны их навещать, приносить еду и помогать материально. В течение одиннадцати месяцев после смерти скорбящий родственник на каждой синагогальной службе должен читать поминальную молитву. Поминают покойного и в очередную годовщину его смерти.


Поделиться ссылкой