Можно только удивляться, как японцы, живя на островах, которым всегда грозило то землетрясение, то цунами, сохранили такое трепетное восхищение природой. Японию называют Страной восходящего солнца, алый солнечный диск — на ее флаге. И в основе одной из главных японских религий — синтоизма — анимистическое одушевление всего живого.
Как это часто бывает на Востоке, синтоизм — это больше чем религия, больше, чем вера. Это философия бытия — и глобального, и повседневного. А как же может быть иначе, если у всего сущего, по убеждению синтоистов, есть живая душа, проходящая определенный путь, стремящаяся к своей цели, изменяющаяся под влиянием обстоятельств. «Синто» в переводе с японского — «путь богов». Дух-покровитель — «ками» есть у той или иной местности, у реки, у горы. И деревья, и камни обладают душой. Вот почему для синтоиста так важно жить в ладу с природой.
Души умерших родственников не уходят в никуда — они тоже становятся ками, покровительствующими своему роду, потомкам. Да и вообще в традиционной японской системе ценностей большую роль играет семья — не только ныне живущие, но и ушедшие, и те, кто придет вслед. Добрые отношения с родными, друзьями и вообще с окружающими столь же важны для синтоиста, как гармония с природой.
Ками не всегда добры к людям. Защититься от недоброжелательно настроенных ками или подчинить их себе можно при помощи специальных ритуалов и амулетов. И как тут снова не вспомнить о первобытных верованиях!
Среди ками есть такие, которых, не сомневаясь, можно называть богами в общепринятом смысле слова — невероятно могущественные, в чьей власти весь мир. А что важнее всего для жизни людей? Чтобы светило солнце! Японии, по мнению синтоистов, покровительствует богиня солнца Аматэрасу. Не удивительно, что название страны записывается двумя иероглифами, первый из которых означает «солнце», второй — «корень, основа».
Считается, что от нее через ее внука Ниниги, посланного ею на землю, ведет свой род императорская династия. Ниниги, отправляясь на землю, получил от богини меч, драгоценный камень и зеркало. Эти предметы и сегодня составляют императорские регалии Японии.
Эта легенда, как и главенство Аматэрасу вообще, связана с объективными политическими процессами, происходившими в стране. Когда в VII—VIII вв. Япония объединялась, понадобилось верховное божество, под сенью которого это будет происходить, понадобилась общая религиозная идея. А местные и клановые боги заняли подчиненное положение.
Символично, что у островов Японского архипелага и у многих синтоистских богов, в том числе у Аматэрасу, один родитель — Идзанаги, последний из первого поколения богов. И снова напрашивается аналогия: синтоистские боги сменяли друг друга, как боги Древней Греции. Как богиня Афина была рождена из головы Зевса, так богиня Аматэрасу родилась из капель воды, которыми Идзанаги омывал свой левый глаз.
Боги породили людей — причем от синтоистских богов происхождение свое ведут только японцы, вот почему эта религия глубоко национальна.
Напрашивается вопрос, на который так или иначе отвечают все религии: если даже боги сменяли друг друга, а все рожденное рано или поздно умирает, какова же судьба мира и человечества? Синто отвечает: однажды земля разрушится, но это не будет конец всего — просто на смену нынешним придут другие формы существования. Новой жизни для праведников синтоизм не предусматривает.
Здесь же обнаруживается еще одно важное отличие синтоизма от большинства религий: в нем нет однозначного понятия о добре и зле. И добро, и зло относительны; то, чему противостоит добро, нельзя с полной определенностью объявить злом. Как могут поссориться два хороших человека, так же борющиеся друг с другом ками не олицетворяют борьбу добра со злом, а всего лишь ведут себя совершенно естественно. Не в этих ли представлениях синтоистов кроется их преклонение перед природой, которая отнюдь не всегда несет им благо? Принимать мир таким, каков он есть, поддерживать гармонию в себе и с окружающими — вот что можно считать главными добродетелями синтоиста. Нанесение вреда, неумение жить среди людей синтоисты рассматривают как своего рода болезнь, ведь душа человека сама по себе безгрешна. Не позволить себе заболеть этой болезнью — во власти человека: он всего лишь должен делать правильный нравственный выбор.
У синтоистов мы не найдем единой канонической книги, похожей на Библию или Коран. В каждом храме есть свои мифы и ритуальные предписания, которые могут быть неизвестны в других храмах. Тем не менее, общая для всех ритуальная часть синто была изложена в 947 г. в своде «Энгисики» («Свод обрядов периода Энги»).
Общие для синто мифы были собраны и того раньше — книга «Кодзики» («Записки о деяниях древности») была создана в 712 г. А восемь лет спустя появилась книга исторических преданий «Нихонги» («Анналы Японии»). В этой книге впервые встречается слово «синто», причем в удивительном соседстве: «Император исповедовал буддизм и почитал синто».
Буддизм — одна из основных религий Японии и поныне. Но как уживается, как сочетается она с синтоизмом? Ответ прост и парадоксален: непротиворечиво. Богиня Аматэрасу считается Буддой неизмеримого света Вайрочаной, а некоторые ками отождествляются с буддийскими святыми. Причина проста: синтоизм развивался под прямым влиянием буддизма. Иногда бывает трудно понять, где заканчивается буддизм и начинается синтоизм, ведь даже в японских храмах можно встретить изображения Будды. Здесь же, в храмах, отмечаются и синтоистские, и буддийские праздники, которых насчитывается немало — порядка 170 наиболее значительных местных праздников.
Большинство храмов посвящены одному определенному ками, и рядом, на одной территории, может находиться сразу несколько храмов, посвященных разным ками, но есть святилища синто, в которых почитаются духи умерших определенного клана. В японских домах не редкость камидана — алтари, возле которых можно совершать домашние богослужения. Алтарь представляет собой полку, украшенную ветками сосны или священного дерева сакаки, тоже вечнозеленого. На эту полочку ставят талисманы, приобретенные в храмах, или таблички с именами божеств, которым поклоняются в этом доме. Иногда на противоположной стене располагают зеркало, расширяя, таким образом, границы домашнего святилища.
Сколько всего синтоистов в мире, сказать несколько сложно из-за того, что для них весьма характерно двоеверие: японский буддист или христианин может быть и синтоистом. Синтоисты за пределами Японии — как правило, эмигранты или временно проживающие за рубежом японцы. Число исповедующих синтоизм иностранцев крайне мало.