Синтоизм: вера, история и развитие

Гора Фудзи
Гора Фудзи возвышается над паломническим центром у ее подножия. Гора Фудзи почитается в Японии как обитель богов и покинувших этот мир. Все горы имеют особое значение, так как они считаются пристанищами богов и умерших

«Синто» («путь богов») — общий термин для древнейших добуддистских религий Японии. В сердце синтоизма — поклонение ками, духам или божествам, чье присутствие ощущается повсюду. Существуют ками различного рода — отдухов, обитающих в кронах деревьев, среди камней или занимающих даже целые горы, а также божеств, покровительствующих определенным ремеслам, например, рыбакам или резчикам по дереву, до божеств-основателей семейных кланов, деревень или даже нации в целом. Подъем буддизма, начавшийся в VI веке, существенно повлиял на синтоизм и сделал более оформленным. Временами буддизм и синтоизм мирно сосуществовали, почти что дополняя друг друга, в другие же периоды они соперничали. Сегодня большинство японцев считают себя и буддистами, и синтоистами и пользуются положениями обеих религий в соответствии с потребностями, возникающими в течение года и всей жизни.

В 1870 году, пытаясь очистить японскую культуру, правительство запретило все храмы, в которых сочеталось поклонение синтоистским и буддистским божествам и традициям. Так возникла концепция «государственного синтоизма» с его сильными националистическими и расистскими мотивами. Синтоистские священники стали государственными служащими, а в основу «государственного синтоизма» был положен культ императора. Многие синтоистские священники, храмы и группы сопротивлялись этой тенденции, но «государственный синтоизм» сделали обязательным. Апофеозом «государственного синтоизма» стало вступление Японии во Вторую мировую войну. Когда Япония потерпела поражение, «государственный синтоизм» был официально отменен и исключен из новой конституции.

В наши дни синтоизм носит более местный, тяготеющий к природе или ориентированный на семьи или кланы характер, чем во времена «государственного синтоизма». Но при этом он приспосабливается к современному миру и порождает новые формы, которые часто основаны на учениях харизматических медиумов, общающихся с ками. Эти новые формы приобретают все большую популярность, особенно в силу того внимания, которое они уделяют природному миру Японии.

Синтоизм И императорская семья. Самое известное обиталище ками — на Изе. Ему, вероятно, уже более двух тысяч лет. Здесь находится алтарь богини солнца Аматерасу, которую считают основательницей императорской семьи и, таким образом, основательницей всей японской нации. До поражения Японии в 1945 году император считался священной фигурой — прямым потомком богини. Многие последователи синтоизма до сих пор верят в это.


Поделиться ссылкой