Следование пути: вдумчивость и сострадательность

Монахи-новички в камбоджийском храме
Монахи-новички в камбоджийском храме. Во время сезона дождей в странах Юго-Восточной Азии число монахов увеличивается, поскольку многие юноши принимают временное посвящение, чтобы подготовиться ко взрослой жизни. Люди постарше тоже могут проводить некоторое время, живя и обучаясь в монастыре, чтобы улучшить себе карму для следующей жизни

Согласно буддистскому учению, все вещи в этом мире пребывают в состоянии постоянных перемен, и потому они — не более чем иллюзия.

Для убежденного буддиста важно не только услышать учение, но и понять его, чтобы быть способным придерживаться его в повседневной жизни. Согласно учению Будды, вся боль и страдания происходят от желаний и эгоистических действий. Буддистская практика направлена на то, чтобы уменьшить сосредоточенность на самом себе и развить сострадательность в делах и помыслах. Но для того чтобы преодолеть свой эгоизм, буддист сначала должен его осознать. Согласно седьмому шагу Восьмеричного Пути, все действия, даже самые приземленные, следует выполнять вдумчиво. Вдумчивость подразумевает внимание, уделяемое мыслям и деяниям, а также их воздействию на других людей.

Сострадание очень важно в буддистской практике. Для буддиста сострадание означает неэгоистичное поведение — думать прежде о других, а не о самом себе. Поэтому чем больше человек проявляет сострадания, тем больше он освобождается от ошибочного эгоистичного образа мысли.

Все наставления, которые Будда давал своим ученикам, в той или иной степени направлены на то, чтобы помочь людям стать более вдумчивыми и сострадательными. Вторая из Пяти Заповедей (см. ниже) предостерегает от воровства, поскольку такое поведение эгоистично. Пятая заповедь запрещает употребление алкоголя и наркотиков, поскольку это не позволяет задумываться.

Запрет на причинение вреда живым существам на деле выражается в том, что многие буддисты — вегетарианцы, а некоторые ранние монахи воздерживались и от собственного растениеводства, если это грозило нарушить данную заповедь. Поскольку простым смертным слишком сложно соблюдать указания Будды, жизнь монаха обычно видится буддистам примером самоотречения, а от среднего мирянина столь строгого следования правилам все же не требуется.

Монашество. В Сангхе придерживаются кодекса тренировочных правил, предназначенных для того, чтобы помочь монахам избежать житейских соблазнов, приводящих к жадности, ненависти или заблуждению. Эти правила определяют духовные упражнения монахов, а также регламентируют поведение в жизни общины.

Многие члены Сангхи, монахи и монахини, соблюдают целибат и живут в монастыре, хотя в некоторых традициях все же женятся и могут жить семьями как в монастыре, так и в его окрестностях.

Время от времени монахи могут отходить от коллективной монастырской жизни для медитации или учения в отдельных жилищах, хижинах или пещерах. Порой они используют любое мало-мальски подходящее пристанище в горах или в лесу. Тем не менее главная суть Сангхи заключается в наставничестве, послушании, ученичестве и участии в жизни общины. Дхарма, дана и пять заповедей Дхарма

Дхарма в буддистских учениях понимается неоднозначно. Это и само буддистское учение, и истинный путь, и истинная природа всего сущего. Просветленный Будда не только понял Дхарму, но и стал ею сам. По словам Будды, «кто видит Дхарму, видит меня; кто видит меня, видит Дхарму».

Дана. Дана (подаяние) занимает центральное место в буддистской практике. Акт дарения образует заслуги, которые улучшают карму для этой и следующих жизней. Для Сангхи милостыня — важная составляющая даны, поскольку религиозная община в значительной степени зависит от мирян, обеспечивающих ее пищей, одеждой и жильем. В обмен Сангха преподносит самый ценный подарок — Дхарму. Но буддисты жертвуют и больницам, и школам, на праздники, на похороны, на посвящение, на печать религиозных текстов, на нужды других организаций и на события, влияющие на жизнь и благополучие общества.

Выполняя дану, буддисты становятся более чуткими и сострадательными к нуждам других. С помощью даны они закладывают основы для культивирования в себе добродетели. Развитие же она получает при соблюдении этических правил, наиболее общие из которых изложены в Пяти Заповедях, или «правилах совершенства». Каждая из этих заповедей представляет собой обещание или клятву — принятие буддистского учения как руководства по жизни. По традиции, при принятии этих правил их сначала распевает монах, а потом повторяет мирянин. Но можно пропеть их и самому, без участия монаха. В дальнейшем эти заповеди произносятся по многим случаям — и перед тем, как приступить к житейским делам, и на праздниках, и на церемониях.

Пять Заповедей

Я принимаю правило совершенствования путем воздержания от: причинения вреда живым существам, взятия того, что не дают, злоупотребления чувствами, лживых речей, самоотравления алкогольными напитками или наркотиками.




Поделиться ссылкой