Современные течения в исламе

Течения в современном исламе имеют два весьма различных источника: первый отражает распространение западного колониализма и империализма в традиционно мусульманских культурах за последние два-три столетия; второй же представляет собой возрождение консервативного ислама. Колониальное наследие. Исламская Индия, исламская Северная Африка, остатки Османской империи, исламские Индонезия и Малайзия — все они в той или иной степени пережили владычество или вмешательство в политическую и общественную жизнь со стороны западных государств. Происходившие в результате этого притеснения ислама сначала привели к его подавлению в этих странах, а затем, с началом движения за независимость, — к его оживлению и усилению.

Консервативные движения

Возродившийся консервативный ислам на Западе часто называют фундаментализмом. Корни его уходят в арабское противостояние Османской империи, особенно если говорить о резко независимых и традиционалистских трактовках ислама, присущих движению ваххабитов, возникшему на территории современной Саудовской Аравии. Это движение, доминирующее в Саудовской Аравии в настоящее время, было основано Муххамедом ибн Ваххаби (умер в 1787 году). Он обвинил Османский халифат в разложении и язычестве и начал движение за очищение, проарабское и традиционалистское по идеологии.

Восстание ваххабитов подтолкнуло другие регионы, находившиеся под властью османского халифа, к борьбе за независимость. Халифат был высшей духовной властью в исламе со времен пророка, хотя линия наследования в нем и является предметом спора между суннитами и шиитами. К тому времени уже более пятисот лет лидерство было закреплено за османскими халифами в Стамбуле. Но когда в начале двадцатого века Османская империя распалась, халифат прекратил существование и исламский мир остался без явного лидера и системы власти.

Этот вакуум был восполнен за счет движений, опиравшихся на традиционный ислам. Одним из наиболее могущественных и влиятельных стало движение «Аль-Икван Аль-Муслимум» (более известное как Мусульманское братство), основанное в Египте в 1929 году суфистом по имени Гасан аль-Банна. Их целью была ликвидация светских законов и структур, насажденных в Египте англичанами. Неприязнь к западным институтам стала главной отличительной чертой этого движения.

Мусульманское братство, распространившееся по всему исламскому миру, оказало большое влияние в кампаниях по установлению чисто исламских правовых систем в мусульманских государствах.

Политические направления

Два фактора — антизападные настроения и стремление к оздоровлению ислама — стояли за свержением иранского шаха в 1979 году и установлением Исламской Республики Иран. Похожие движения можно встретить в наши дни по всему исламскому миру. В Алжире светское правительство крепко завязло в гражданской войне с исламскими традиционалистами, чья политическая партия была запрещена непосредственно перед выборами, в которых имела все шансы победить. В Судане споры о распространении законов шариата на христианский и племенной юг также стали одним из факторов, приведших к гражданской войне. Но в большинстве случаев восстановление ислама происходило мирным путем и часто приветствовалось простыми людьми, для которых ислам является прибежищем и утешением в этом непростом мире.

Экономические направления

Одним из признаков проникновения Запада в исламскую культуру стало господство ссудного капитала и таких структур, как Международный валютный фонд, которые могут навязывать странам свою политику. Хотя многие мусульмане отказались от традиционного запрета на ростовщичество, многие другие, напротив, видят в неподчинении западным стандартам банковского дела сопротивление западному владычеству и защиту исламских ценностей. В результате в ряде стран банки работают по-исламски, без процентов, в то время как почти во всех мусульманских общинах создаются альтернативные кредитные структуры, обеспечивающие беспроцентные займы. Это движение также связано с созданием новых местных экономических структур, которые посредством кооперации промышленности и финансов на местном уровне освобождают людей от необходимости влезать в кабалу международного банковского капитала.

Ислам и технология

Мусульмане верят, что ислам способен взять лучшее от современной западной культуры и подчинить это своим идеалам, но настороженно относятся к материалистическим и светским ценностям, присущим этой культуре. Важно, что ислам, как ортодоксальный, так и либеральный, не отвергает современных открытий до тех пор, пока они служат благим целям. Таким образом, компьютеры и современные средства связи представляются областями, где ислам можно применять практически. Любовь ислама к знанию и вера в то, что всякое знание изначально исходит от Бога, предоставляет ему свободу в освоении современных познаний и технологий.




Поделиться ссылкой