Влияние индуизма в наши дни

Шествие членов индуистской общины на улицах Лондона на праздник Ратха Ятра
Шествие членов индуистской общины на улицах Лондона на праздник Ратха Ятра. Во главе процессии алтарь с образом Кришны, его сопровождает большая колесница с образом Вишну, называемым Джагга-нат, Властитель Вселенной

В наши дни главные индуистские общины находятся в Южной Африке, США, Канаде, Соединенном Королевстве, Австралии, в Вест-Индии, на островах Фиджи и в Восточной Африке, и этот список далеко не полный. Эти общины, которые часто по-прежнему тесно связаны со своими родными областями Индии, сохраняют многие традиционные черты индуистской жизни и на новом месте. Там процветают индуистские храмы, учреждения, школы и средства массовой информации, что позволяет коренному населению познакомиться с индуистской верой и жизнью.

Однако это не единственное проявление распространения индуизма в последнем столетии. С конца XIX века из Индии вышло множество гуру, свами и прочих духовных учителей, готовых нести ведическую мудрость Западу, который проявлял к ней все больший интерес. Наряду с этим процессом переводы классических индуистских текстов тоже приобретали на Западе все большую популярность. Эти писания, изначально переведенные учеными, в наши дни являются широко известными источниками духовного совершенствования. «Бхагавад-гита» и «Упанишады» нашли свое место среди других классических духовных произведений, изучаемых западными читателями. Современные движения, такие как Миссия Рама-Кришна Веданта или Международное общество сознания Кришны (ISKCON), больше известное как «Харе Кришна», по словам их главной песни, находят все новых последователей. В значительной степени подобные движения способствовали распространению индуистских образов и концепций далеко за пределы круга своих последователей. Индуистская символика и мотивы стали частью западной религиозной лексики. В частности, реинкарнация сделалась весьма увлекательной темой для обсуждения — причем часто никак не связанного ни с одним из конкретных индуистских верований.

Для многих индуизм — это образ существования, это и религия, и культура, окружающие человека с рождения. Миссионерских движений существует немного, но те из них, что действительно действуют на Западе, приобрели большой размах. Несмотря на сравнительно небольшое число индуистов за пределами Южной Азии, индуистская философия и идеи имеют большое значение для развития религиозной мысли на Западе.

Современные индуистские реформаторы. В Х1Х и XX столетиях на философию и духовную практику современного индуизма оказала влияние деятельность нескольких наставников. Это влияние ощущается не только в религиозной и культурной сферах, но и на политической арене.

Одним из ранних реформаторов индуизма был Рам Мохан Рой (1772-1833), который боролся с некоторыми традиционными индуистскими обычаями, такими как детские браки и кастовая система. Его деятельность вдохновила другие реформаторские движения, что в конечном счете привело к тому, что правительство запретило «неприкасаемость», рабство и детские браки.

Возможно, самой широко известной и влиятельной фигурой в индуизме XIX-XX веков был Ганди (1869-1948), получивший титул махатма, что означает «великая душа». Он исповедовал ненасильственное сопротивление всем формам социального неравенства, таким как практика «неприкасаемости», и стал лидером движения за политическую независимость Индии. Его пример оказал неоценимое влияние на освободительные движения во всем мире.

Йога

Брамин, практикующий йогу
Брамин, практикующий йогу. Йога — это путь, ведущий к освобождению и соединению с Богом

Термин «йога». буквально означающий «бремя», используется в двух различных значениях. Во-первых, оно может означать систему духовной практики любого рода, поэтому можно говорить не только об индуистской, но и о буддийской, христианской или джайнистской йоге. Во-вторых, йога — это название определенной, очень древней индуистской философской и практической школы, восходящей, возможно, к самим Ведам. В наиболее известном своем виде она сформулирована философом Патанджали. Патанджали создал систему духовных упражнений «восьми ветвей», призванную совершенно освободить разум от чувств. Восемь ветвей йоги Патанджали включают дхьяна-йогу, основанную на медитации, раджа-йогу, в которой главное — созерцание Брахмана, и хатха-йогу, в которой используются физические позы, называемые асанами, служащие для единения тела и разума во имя дальнейшего духовного совершенствования. Хатха-йога сделалась особенно популярной среди западных людей, из которых мало кто в действительности стал индуистом или буддистом.


Поделиться ссылкой