Жизнь джайна: убеждения и занятия

Основным положением джайнизма является то, что наш мир — место страданий и зла. Бесчисленные души томятся в заключении в материальном мире, связанные с ним циклом реинкарнаций в силу кармы — духовного итога неправедных деяний в прошлых жизнях. Хорошие дела устраняют эту карму и позволяют в конечном итоге преодолеть оковы этого мира и достичь состояния мокши, вечного духовного блаженства. Злодеяния и сосредоточенность на земных удовольствиях еще прочнее привязывают душу к этому миру.

Повседневная жизнь

В силу принципа ахимсы (непричине-ния вреда) все джайны — строгие вегетарианцы. Из всех профессий они чаше всего выбирают торговлю, потому что большинство остальных занятий сопряжено с причинением вреда другим, хотя бы и непреднамеренного. Например, крестьянин, распахивая плугом поле, может уничтожить тысячи крошечных созданий.

Джайнистские монахи и монахини еще строже придерживаются принципа ахимсы. Они всегда имеют при себе небольшую щетку, которой подметают путь перед собой, чтобы не раздавить какое-нибудь насекомое. Они процеживают питьевую воду, а некоторые даже носят маску на лице, чтобы какая-нибудь мушка не залетела в рот или в нос и тем самым не повредила себе.

Храмовые обряды

Паломники восходят на священную гору Палитана в горах Шатрунджай
Паломники восходят на священную гору Палитана в горах Шатрунджай, Гуджарат, Индия. Вся эта местность священна для джайнов, а на вершинах многих из этих гор построены большие храмовые комплексы, посвященные Тирт-ханкарам и другим джайнист-ским святым

Джайнистские храмы посвящаются двадцати четырем Тиртханкарам, каждый из которых представлен отдельной статуей. Статуи эти абсолютно одинаковые, что подчеркивает духовное совершенство, но у каждого Тиртханкара есть свой символ — например, у Махавиры это лев.

В джайнистском храме почти всегда есть главное изображение одного из Тиртханка-ров — в сидячем положении. Молящиеся каждый день совершают пуджу (почитание) перед этим изваянием или делают то же самое перед своим домашним алтарем. Молитва начинается со слов следующей мантры:

Поклоняюсь джинам!

Поклоняюсь душам, обретшим свободу!

Поклоняюсь предводителям джайнов!

Поклоняюсь наставникам!

Поклоняюсь всем монахам-джайнам в мире!

Затем молящийся выкладывает узор из зернышек риса и поливает статую водой или подносит символическую купель. Таким образом совершается подношение восьми символических субстанций, каждая из которых выражает определенную добродетель. По особым случаям происходят более торжественные церемонии, при которых статую могут украшать цветами и подносить ей другие дары.

Праздники и паломничество

Джайнистские праздники часто сопровождаются паломничеством и могут длиться по нескольку дней. У джайнов много святых мест (часто это огромные комплексы храмов и алтарей), к которым регулярно приходят паломники. Календарь праздников и паломничеств связан со значительными событиями в жизни Тиртханкаров. В число главных мест паломничества входят Самета Сикхара, Павапира и гора Гирнар, и в каждом из них какой-либо Тиртханкара обретал просветление.

Даты рождения и просветления Махавиры отмечаются особо. Это происходит в Кайтре (март—апрель) и Картике (октябрь—ноябрь). Самый значительный праздник — Парьюшана, восьмидневный период раскаяния и прошения, в который часто постятся. Он приходится на Бхадру (август-сентябрь).

Группы джайнов

За столетия, прошедшие со смерти Махавиры, движение джайнов раскололось на два течения, главное различие между которыми заключается в степени аскетизма. Течение Дигамбара («небесные одежды») верит, что необходима полная нагота, символизирующая отрешение от всего материального, а Шветамбара («белые одежды») считают, что простых белых роб вполне достаточно. Дигамбары не допускают женщин к полным монашеским обетам, считая, что они не способны достичь просветления и должны ждать, когда возродятся в мужском обличье. Эти два течения создали независимые собрания религиозной литературы и существуют и по сей день. Дигамбары чаще встречаются на севере Индии, а шветамбары — на юге. При этом в наши дни дигамбары на людях все же носят одежды. Небольшая группа Стханакаваси, зародившаяся в XVII веке, придерживается еще более строгих правил и не приемлет поклонения идолам в любой форме.

Пять принципов

Ахимса - это полное воздержание от причинения вреда, что необходимо для достижения мокши. Все живые существа равны, и ни одному из них нельзя наносить вред, ибо, делая это, человек вредит самому себе.

Правдивость (Сатья): это не означает бестактность, а, наоборот, подразумевает взвешенность речей и избежание того, что может прозвучать оскорбительно для других.

Воздержание от кражи (Ас-тея): подразумевает также воздержание от алчности и эксплуатации.

Целомудрие (Брахмашарья): монахи и монахини хранят целибат, а для мирян важна моногамность и супружеская верность.

Отрешение от материального (Апариграха): земные удовольствия — преходящие иллюзии, поэтому джайны стараются ограничить стремление к богатству, вместо этого занимаясь духовным совершенствованием.




Поделиться ссылкой