Жизнь индуиста: пути и этапы

_
Эти садху выбрали путь санньясина. Приверженцы этого пути ведут праведную аскетическую жизнь, чтобы приблизиться к Богу и к мокше

В индуизме насчитывается четыре общепризнанных религиозных пути в духовной жизни, каждый из которых можно назвать йогой. Это способы познания и приобщения к божественному, и каждый человек сам выбирает для себя подходящий путь.

Путь бхакти (преданность). Идея вселенского духа, или Брахмана, очень абстрактна и умозрительна, поэтому для большинства индуистов проще и вернее поклоняться Брахману в обличии конкретного бога, а не как некой мировой силе. Приверженцы бхакти посвящают себя любви к одному из богов (обычно Кришне, Раме или Шиве), подменяя личную волю верой в то, что бог будет оберегать своих почитателей. Последователи бхакти надеются в конечном итоге превратить всю свою жизнь во всех ее проявлениях в жертву во имя любви к Богу.

Путь кармы (действие). Карма означает действия как таковые, от повседневных до самых необычных и рискованных, а также их последствия, которые удерживают атман в круге смерти и возрождения. Исповедующие путь кармы стараются делать добро, чтобы противодействовать отрицательной карме, удерживающей их в круге рождения и смерти. Таким образом, путь кармы идет на пользу не только духовному росту личности, но и обществу в целом.

Путь джнаны (знание). В действительности джнана не означает знания, которое можно почерпнуть из книг, хотя приверженцы этого пути очень внимательно изучают писания. Она означает, что гораздо важнее знание истины, лежащей в основе философских идей индуизма. Это знание можно обрести не столько читая о нем, сколько испытав самому. Путь джнаны, возможно, самый трудный, поскольку его последователи нуждаются в наставлениях гуру буквально на каждом шагу.

Путь медитации и духовных упражнений

Этот путь включает в себя духовные упражнения различного рода, в которых часто задействованы не только сердце и разум, но и тело. Эти тренировки обладают стройной системой, и ученик переходит в них с одной стадии занятий к другой.

Ахимса. Слово ахимса означает «неубиение» или «ненасилие», а иногда переводится как «непричинение вреда». Любая жизнь, будь то человека или животного, в индуизме священна, и последователи ахимсы подтверждают это отказом от употребления мяса в пищу и причинения любого вреда любому живому существу. Хотя ахимса запрещает убийство или причинение вреда, она вовсе не означает, что ее последователи непременно должны вставать на пути у других людей, чтобы помешать им сотворить насилие.

Священная корова. На протяжении веков индуисты чтили и оберегали коров, а убийство коровы считалось страшным преступлением. Согласно древним индийским писаниям, убийство коровы — такой же грех, как и убийство брамина. Значение коровы в индийской жизни имеет не только религиозную, но и экономическую подоплеку. Коровы потребляют растительную пищу и дают молоко, которое, в свою очередь, превращается в простоквашу, сыр и масло. Быки тянут плуг, позволяя растить злаки. Хозяйство индийской деревни очень сильно зависит от коров и быков, и за это они почитаются так же, как мать и отец.

Паломничество

Паломничество — важная часть индуистского служения богу, а благословения, получаемые в дорогу, дают паломникам положительную карму.

По всей Индии разбросаны сотни мест паломничества, начиная со священных гор и рек и кончая храмами и небольшими алтарями. Некоторые из них, такие как Варанаси на реке Ганг, гора Кайлас в Гималаях или Вриндаван (родина Кришны) привлекают индуистов со всех уголков Индии и из-за ее пределов, в то время как другие весьма популярны только в определенной местности. Паломничество совершается в любое время года, и каждое место дает свои выгоды. Некоторые связываются с излечением болезней или успешным зачатием детей, другие, по поверью, приносят благополучие и благословение, а многие паломники пускаются в свое путешествие просто для того, чтобы стать ближе к божественному.

Ганг. Все великие реки Индии почитаются как женские божества, как, например, Ганга, Нармада и Каувери. Они дают жизнь и силу знойным землям. Для многих самой священной из рек является Ганг, который течет через Индию от своего истока в Гималаях. Паломники, идущие в город Варанаси, связанный с богом Шивой, совершают омовение в священных водах Ганга, чтобы очистить себя от отрицательной кармы, ибо богиня Ганга дарует освобождение из круга рождения и смерти. Варанаси считается также достойным местом для кремации и развеивания пепла покойных.

Ямуна — один из притоков Ганга. Богиней этой реки считается Калинди, которая, по поверью, ниспосылает любовь к Богу на каждого, кто омывается в этой реке.

Гималаи. Наиболее почитаемыми горами в индуистском мире являются Гималаи. Индуисты считают весь горный массив богом Гималая, отцом жены Шивы Парвати. Говорят также, что сам Шива медитирует на горе Кайлас в Гималаях. Одним из величайших даров Шивы было усмирение реки Ганг. Боги возжелали ниспослать плодородную силу Ганга земле, но боялись, что ее могучее течение уничтожит землю. Шива, услышав об этом, нашел выход. Он разделил течение реки своими волосами так, что она начинается многими притоками, лишь потом сливающимися в единую реку.




Поделиться ссылкой