Жизнь сикха: сикхизм в наши дни

Класс сикхских детей изучает жизнь Нанака
Класс сикхских детей изучает жизнь Нанака. Образование — важный элемент в жизни сикхов. Дети учатся чтению «Гуру Грант Сахиба» и исполнению традиционной музыки к гимнам

В наше время сикхи продолжают придерживаться ценностей, установленных гуру и утвержденных как руководящие принципы Хелсы. Особым уважением пользуется концепция служения. По всей Индии и по всему миру сикхские лангары позволяют прокормиться многим больным и неимущим. Посредством больниц и других подобных учреждений сикхи помогают страждущим. Сикхи также очень высоко ценят образование, и в их учебных заведениях можно получить как практическую, так и теоретическую подготовку по многим предметам. А в основе всего этого лежит праведная жизнь в быту и моления в гурдваре.

Служение

Служение общине и исполнение грязной работы на благо других — важный элемент сикхского учения. Сикхи по очереди принимают участие в подсобных работах при гурдваре, а также занимаются благотворительной деятельностью на пользу всему обществу, а не только единоверцам.

Питание

Многие сикхи — вегетарианцы, и, хотя им позволено есть мясо, как правило они стараются не употреблять его в пищу, так как считают методы умерщвления животных чрезмерно жестокими. Более того, животных не следует убивать ради прихоти, а только от нужды. Из уважения к индуистским воззрениям говядину едят крайне редко. Сикхская вера не одобряет употребления любых наркотических препаратов (за исключением медицинских), а также табака и алкоголя. Члены Хелсы должны воздерживаться от всего перечисленного.

Сикхизм сегодня

В 1993 году в Индии было примерно 13 миллионов сикхов — 1,9% населения. Небольшие общины сикхов существуют также в Великобритании, Канаде, США, Малайзии и в Восточной Африке.

Некоторым из индийских сикхов импонирует идея создания независимого сикхского государства (Калистан). В начале восьмидесятых годов XX века Акали Дал, сикхская националистическая партия, потребовала предоставления большей автономии Пенджабу. Это было обещано еще на переговорах, приведших к независимости Индии в 1947 году.

Несмотря на включение сикха Заила Сингха в администрацию президента Индии в 1982 году, воинствующие члены партии продолжали устраивать яростные манифестации. В 1983 году, когда столкновения между сикхами и индуистами охватили весь Пенджаб, федеральная власть ввела в штате прямое правление. К апрелю 1984 года 50 тысяч солдат оккупировали Пенджаб и соседний штат Харьяну. В июне 1984 года индийские войска атаковали Дом Бога (Золотой храм) в Амритсаре, где экстремисты учредили свою штаб-квартиру. Храму был нанесен ущерб, а экстремистов выдворили оттуда. Это разъярило многих сикхов и, как считается, привело к убийству индийского премьер-министра Индиры Ганди одним из ее телохранителей, членом сикхской общины, в том же году.

Это, в свою очередь, привело к ужасным волнениям по всей Индии, направленным против сикхов. Многие были убиты, а еще тысячи лишились крова и работы. С тех пор ситуация стала менее напряженной, но скрытое недовольство и желание большей автономии по-прежнему сильны в сикхских общинах Индии и других стран.

Однако многие сикхи ищут пути, при котором увеличение независимости Пенджаба стало бы частью общего процесса децентрализации правления в Индии, что является воплощением сикхского идеала служения на благо человечества.


Поделиться ссылкой