Символизм и эстетизм (середина — конец XIX века)

Пока реалисты и импрессионисты развивали свои идеи и стили, другие художники тоже постепенно расставались с канонами академической живописи. В числе прочих определились два направления — символизм и эстетизм. Символизм, зародившийся во Франции, стал попыткой выразить сокровенную истину и тайны, скрытые за внешним обликом. Британский эстетизм полагал красоту формы более значимой, чем содержание.

И эстетизм, и символизм были реакцией на реалистические тенденции в искусстве, и в этом смысле эти стили похожи друг на друга: эстетизм помешан на красоте, отвергаемой реализмом, а символизм изображает то неосязаемое и невидимое, чего не существует для художников-реалистов. И символисты, и эстеты отвергали классические подходы в литературе и искусстве и не считали, что искусство должно кого-то воспитывать.

Искусство ради искусства

Впервые о символизме заговорил писатель и критик Теофиль Готье (1811-1872). Этот восторженный романтик настаивал, что художник должен выражать лишь «чистое ощущение» и восприятие, полагаться на воображение и интуицию. Впервые художники создавали «искусство ради искусства» — не ради духовных, религиозных, политических, моральных или, как в рококо, декоративных целей. Призыв «искусство ради искусства» означал, что следует избегать социально-политической и моральной тематики, концентрируясь исключительно на создании прекрасного. Писатели и художники, чье творчество связывают с символизмом и эстетизмом, считали, что искусство существует отдельно от обыденного мира и вовсе не является его продолжением.

Теофиль Готье
Теофиль Готье

Эстетизм

Эстеты, вслед за Готье, восторгались романтизмом и, категорически отказываясь от изображения окружающей действительности и разного рода этических оценок, подчеркивали абсолютную художественную ценность своих работ. Продукты промышленной революции вызывали их отвращение; ограниченные, недалекие, исполненные предрассудков нравы викторианского общества приводили в ужас. Эстеты страстно интересовались последними веяниями моды и уделяли огромное внимание собственной внешности, полагая красоту облика непременным условием жизни. Отчасти эти представления были реакцией на индустриализацию, но привели к радикальному изменению отношений между художником и обществом.

«Дома нужно держать только то, что вы считаете полезным или красивым» Уильям Моррис

Проникнувшись новыми идеями во время учебы в Оксфорде, Оскар Уайльд (1854-1900) стал подлинным глашатаем эстетизма, сохранив приверженность ему на всю жизнь. Он любил окружать себя красивыми вещами и прелестными вещицами, дерзко и легкомысленно шутил, и потому многие считали его самого столь же легкомысленным и пустоголовым. Но все особенности поведения писателя были лишь данью его эстетическим воззрениям. Как художественное течение эстетизм сошел с исторической сцены вскоре после 1895 года, после суда над Уайльдом.

Оскар Уайльд
Оскар Уайльд

Представители изобразительного искусства, исповедовавшие принципы эстетизма, — Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер (1834-1903), Альберт Мур (1841-1893), Фредерик Лейтон (1830-1896), Эдвард Берн-Джонс и Уильям Моррис (1834-1896) — стремились создать единое эстетическое пространство, что, разумеется, придавало их работе социальный и даже политический оттенок, поскольку изменяло условия жизни людей. Предшественниками эстетов можно считать прерафаэлитов, на творчество которых, несомненно, оказали влияние образы идеализированного Средневековья.

Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер
Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер
Эдвард Берн-Джонс
Эдвард Берн-Джонс

Манифест символизма

Символисты не придерживались какого-либо единого стиля или одинаковой техники, но в 1886 году поэт Жан Мореас (1856-1910) опубликовал в «Фигаро» «Манифест символизма», где перечислил ценности символистов, среди которых главными были отказ от принципов реализма и натурализма. Мореас назвал трех поэтов, выразивших, по его мнению, суть символизма: Шарль Бодлер (1821-1867), Стефан Малларме (1842-1898) и Поль Валери (1871-1945).

Стефан Малларме (
Стефан Малларме (

Бодлер считал, что смысл и чувства могут быть переданы не только значением слов, но в равной мере их звучанием и ритмом. Его концепция оказала огромное влияние на символизм в целом. Собственные идеи в русле символизма в 1880-е развивал Поль Гоген (1848—1903), реализуя их в цвете, рисунке и ритме. Европейское искусство, по его представлениям, стало слишком банальным, скучным, ему недоставало символического прозрения, и работы Гогена наполнены скрытыми смыслами и намеками. Символистами, которые черпали вдохновение в фантазиях и мечтах, можно назвать Гюстава Моро (1826-1898), Пьера Пюви де Шаванна (1824-1898) и Одилона Редона (1840-1916).

Противоположности

Интересно, что мастера, официально исповедовавшие противоположные идеи, например реалисты, порой создавали произведения, которые вполне можно отнести к символизму. Милле, к примеру, часто помещал на своих картинах, изображавших крестьянский труд, символические знаки. В некоторых работах Курбе, похоже, скрыт иной, помимо очевидного, смысл. Каждый из символистов, будучи убежденным, что искусство должно быть субъективным и таинственным, а тема произведения определяется исключительно чувствами, фантазиями и внутренним восприятием автора, создавал собственную, порой весьма размытую, систему знаков, далекую от традиционных и всем известных религиозных и прочих образов.

Объединив вначале довольно узкий круг писателей-авангардистов, художников, скульпторов, архитекторов, символизм вскоре превратился в широкое культурное движение, охватившее Францию, Россию, Британию, Италию, Испанию и Скандинавию. В каждой из этих стран представители творческих профессий совершенно по-разному выражали свой взгляд на мир, но всех их объединяла концепция противодействия современным тенденциям художественного отражения действительности.

«Видение после проповеди»

Это картина, которую обычно называют первым произведением живописи символизма, о человеческом сознании и внутреннем конфликте. Бретонские женщины только что услышали проповедь священника о ночном поединке Иакова с ангелом. На следующее утро, когда взошло солнце, ангел отступил и благословил Иакова. Реальный и воображаемый миры (земной и духовный), женские фигуры и видение, изображенные на красном фоне, разделены диагонально расположенным стволом дерева. Корова символизирует простоту сельской жизни Бретани и набожность крестьян, живущих на этой земле. Гоген стремился напомнить обществу потребления о духовном созерцании.

«Видение после проповеди (Борьба Иакова с ангелом)», Поль Гоген, 1888, холст, масло
«Видение после проповеди (Борьба Иакова с ангелом)», Поль Гоген, 1888, холст, масло

Журналы символистов

С распространением символизма в Европе появились журналы и брошюры, посвященные его идеям. В большинстве из них подчеркивалось неприятие символистами натурализма, академизма, реализма, импрессионизма и индустриализации, восторженно описывались мистические идеи. Написанные со страстной убежденностью, эти публикации вдохновляли все новых последователей символизма.




Поделиться ссылкой