Син ханга (1915-1939 годы)

Син ханга, или «новая печать», — это художественное направление в японском искусстве начала ХХ века, возникшее, чтобы возродить традиционную ксилографию укиё-э на основе западной живописной техники. Гравюры, созданные в периоды Тайсё и Сёва, были и современны, и романтичны. Мастера этого направления работали, как и в укиё-э, совместно с резчиками, печатниками и издателями, создавая общие шедевры.

В 1915 году печатник Ватанабэ Сёдзабуро (1885-1962) придумал термин «син ханга». Ему, по слухам, не понравились новые оттиски традиционных укиё-э, и он решил создать новый стиль, в котором традиционная японская техника будет сочетаться с западной. Темами работ стали привычные пейзажи, жанровые сценки, женщины, актеры, цветы и птицы. Ватанабэ собрал в своей студии европейских и японских специалистов, и вскоре син ханга приобретает популярность, пик которой приходится на период с 1915 по 1942 год, и повторно с 1946-го до конца 1950-х.

Западные стили

К началу ХХ века, с развитием массового производства, укиё-э постепенно выходит из моды. Поэтому основной идеей син ханга было создание гравюр с использованием проверенных веками методов укиё-э XVII-XIX веков, но на основе западных художественных стилей. При сохранении традиционных тем — пейзажи (фукейга), прекрасные женщины (бидзинга) и актеры кабуки (якуса-э) — стилистически картины были близки реализму и импрессионизму. Иными словами, в син ханга в отличие от плоских стилизованных изображений укиё-э присутствуют и светотень, и естественные цвета, полутона и перспектива. Но мастера син ханга не просто следовали западным образцам, они накладывали западный опыт на восточные методики и философию. Некоторые из работ словно пронизаны тоской по тихой деревенской жизни и деревянной архитектуре, которые почти утрачены современной Японией. Композиция и тематика этих произведений удивительно свежи, неожиданны, выполнены в свободной и аккуратной технике. Син ханга называли еще «нео-укиё-э», а в 1921 году сам Ватанабэ использовал термин «синсаку ханга» («заново изготовленные гравюры»), чтобы подчеркнуть творческое своеобразие стиля.

Выдающиеся мастера син ханга

Некоторые мастера син ханга стали по-настоящему знамениты. Пейзажист Хасуи Кавасэ (1883-1957) присоединился к группе Ватанабэ в 1919 году. В его мечтательных романтичных рисунках доминируют ночные сцены и снежные пейзажи.

Натори Сунсен
Натори Сунсен

В 1956 году японское правительство объявило его Живым Национальным Достоянием. Косон Охара (1877-1945) начинал карьеру как живописец, но позже занялся син ханга. Его специализация — кате-э, «цветы и птицы». Ито Синсуй (1898-1972) работал с Ватанабэ в течение двадцати пяти лет и стал одним из ведущих мастеров этого направления. В 1952 году он как и Кавасэ, получил статус Живого Национального Достояния. Натори Сунсен (1886-1960) известен как автор портретов актеров кабуки. Хироси Ёсида (1876-1950) создавал удивительные светлые пейзажи, напоминающие полотна импрессионистов; как и они, художник порой изображал один и тот же объект в разное время суток при разном освещении. Хасигути Гойо (1880-1921) первую свою гравюру в стиле син ханга сделал в 1915 году и все оставшееся время жизни рисовал японских красоток, как и Котондо Тории (1900-1976). Тоси Ёсида (1911-1995) экспериментировал с абстрактным искусством, но позже вернулся к традиционным пейзажам и рисункам животных.

Хироси Ёсида
Хироси Ёсида
 Тоси Ёсида
Тоси Ёсида

Популярность и упадок

Как ни странно, в Японии син ханга не пользовались большим спросом. Но с другой стороны, с конца XIX века Европа и Америка буквально помешались на «японизме» и укиё-э, так что на Западе новый стиль приняли с энтузиазмом.

«Искусство — это иллюзия естественности» Японская пословица

Японцы считали укиё-э продуктом массовым и коммерческим. Ватанабэ поначалу делал син ханга для японского потребителя, но изящество и задумчивая романтичность японских композиций покорили европейцев и американцев. В иерархии японского искусства ХХ века гравюра занимает более низкое положение, чем живопись или скульптура, поэтому на родине син ханга никогда не вызывала такой реакции, как на Западе. Впрочем, в 1921 году в Токио прошла «Синсаку-ханга Тенранкаи» («Выставка новой гравюры»), где были представлены 150 работ художников син ханга. В 1930-е две крупные выставки прошли в Огайо в США. Но с приближением Второй мировой войны японское правительство ввело ограничения на свободное творческое самовыражение, и в 1939 году в интересах милитаристской пропаганды была создана Ассоциация военного искусства. Уже к 1943 году выдача материалов художникам была нормирована. Рынок японской гравюры сократился и никогда более, даже с окончанием войны, не возродился в прежнем объеме.

Сосаку ханга

Син ханга часто противопоставляют сосаку ханга (творческой гравюре), появившейся примерно в 1910-м. Мастера сосаку ханга рисовали собственные сюжеты, делали свои собственные формы и сами печатали гравюры, самостоятельно выполняя все виды работ, в то время как в син ханга художник только создавал изображение, а все прочее доверял резчику и печатнику. Обе группы недолюбливали друг друга; художники син ханга утверждали, что они не уступают в творческих проявлениях, просто не занимаются техническими деталями.

Комбинация стилей

Многие мастера син ханга учились западной технике живописи, прежде чем занялись ксилографией. Результатом этого смешения стилей стали картины, в которых гармонично сочетаются естественные цвета, мягкие контуры и красочность традиционной японской гравюры. В син ханга краски смешиваются, используются различные тона, чтобы передавать разное настроение, добавлена перспектива, контрастные оттенки, лица выразительны — все это отсутствует в оригинальных гравюрах укиё-э.




Поделиться ссылкой