Социальный реализм (1930-1960-е годы)

Социальный реализм — это художественное течение, возникшее в Америке в 1930-е годы. Не следует путать его с социалистическим реализмом, официальным искусством Советского Союза, который в 1934 году установил Иосиф Сталин. Социальный реализм, как правило, отражает возмущение художника социальной, политической, расовой дискриминацией и экономическими проблемами.

Со времен промышленной революции условия жизни и труда низших слоев общества волновали многих художников. Реалисты XIX века — Курбе и Милле, англичане Люк Филдс (1843-1918), Фрэнк Холл (1845— 1888) и Губерт фон Геркомер (1849—1914) — полагали, что необходимо изображать жизнь бедноты. Многие из их работ были опубликованы в британском иллюстрированном еженедельнике «График», который пользовался авторитетом среди молодых художников.

Люк Филдс
Люк Филдс
Фрэнк Холл
Фрэнк Холл
Губерт фон Геркомер
Губерт фон Геркомер

Социальный комментарий

В годы, последовавшие за Первой мировой войной, социальный реализм развивался как движение независимых художников, фотографов и режиссеров, выступавших против идеализации тягот повседневности и неравенства. Привлекая внимание к условиям жизни и труда рабочего класса, социальные реалисты критиковали социальные структуры, которые способствовали созданию и поддержанию таких условий. В своих работах они подчеркивали благородство бедняков, заслуживающих лучшей доли, но мужественно выносящих все трудности и лишения.

Идеи социального реализма отчасти близки официальному коммунистическому социалистическому реализму, но в отличие от него социальный реализм никогда не пользовался государственной поддержкой и был гораздо более субъективен и многообразен.

«Когда мы говорим о борьбе с нищетой, это почти не имеет смысла; но если вы можете показать это, вы тем самым гораздо больше рассказываете о жизни людей» Бен Шанн

Великая депрессия

В начале ХХ века в городах Европы и Америки разрастались кварталы трущоб, тогда как средний класс процветал. Впрочем, после Первой мировой войны в людях начало просыпаться социальное сознание. Художники, писатели, фотографы, обратившие внимание на жизнь пролетариата, стали известны как социальные реалисты, и к 1930-м, когда Америку накрыла волна Великой депрессии, они сумели зафиксировать потери и лишения народа в бесстрастной отстраненной манере. Многие испытали влияние мексиканских муралистов и мастеров Ашканской школы (группа американских художников, изображавших наименее привлекательные аспекты жизни большого города, трущоб, злачных мест).

Городские и сельские пейзажи Эдварда Хоппера (1882-1967) — это точные наблюдения американской жизни, порой его считают представителем Ашканской школы. Но, поскольку в живописи Хоппера присутствуют не только мрачные аспекты городской действительности, его, пожалуй, не стоит воспринимать как наследника «школы мусорного бака». Социальный реалист Бен Шанн (1898-1969) объединил в своих почти документальных работах литографию и техники графического дизайна. Он даже работал вместе с Диего Риверой.

Любимая тема Реджинальда Марша (1898-1954) — женщины Нью-Йорка в метро, ночных клубах, на улицах, в барах и ресторанах; Доротея Ланж (1895-1965) — фотограф-документалист и фотожурналист, ей принадлежат зарисовки о человеческом отчаянии и опустошенности во времена Великой депрессии. Ее работы заложили основы будущей документальной фотографии. Известными художниками были братья Сойеры, особенно Рафаэль Сойер (1899-1987), автор портретов обычных жителей Нью-Йорка. Джек Ливайн (1915-2010) знаменит своими сатирическими картинами и гравюрами, а Арнольд Бленч (1896-1968) — живописец, гравер, иллюстратор, муралист и преподаватель живописи — обрел известность, благодаря изображениям американской действительности.

Городские и сельские пейзажи Эдварда Хоппера
Городские и сельские пейзажи Эдварда Хоппера
«Фотография извлекает из времени одно мгновение, изменяя жизнь тем, что останавливает ее» Доротея Ланж
Доротея Ланж
Доротея Ланж

Риджионализм (американская готика)

Подобно многим художественным направлениям, социальный реализм не был организационно оформлен. Просто некоторые художники, работая в одно время, имели сходные точки зрения на современное общество и стремились творчески выразить свою позицию. Обстоятельства же, способствовавшие развитию того или иного направления, и формы его были довольно разнообразны.

В Америке наряду с социальным реализмом появилось родственное ему движение риджионалистов, которые уделяли особое внимание патриархальным аспектам деревенского быта. В то время как социальные реалисты намеренно подчеркивали трагизм жизни городской бедноты во время Великой депрессии, риджионалисы изображали вечные семейные ценности, их картины были полны оптимизма и надежды. Стиль социальных реалистов был прост и объективен, а риджионалисты зачастую использовали смешанную технику, совмещая реалистические изображения с абстракцией.

Три самых крупных представителя этого направления — Томас Харт Бентон (1889-1975), автор ярких, эмоциональных метафорических полотен; Грант Вуд (1891-1942), признанный мастер изображения американского Запада, одна из самых известных его работ — «Американская готика»; Джон Стюарт Кэрри (1897-1946), выступавший против участия художников в социальной борьбе или политической пропаганде.

Социальный реализм в Европе

Хотя социальный реализм считается преимущественно американским художественным направлением, в Европе похожие идеи разделяли Кете Кольвиц (1867-1945) и Георг Гросс в Германии, «Школа кухонной раковины» 1950-х в Британии, которую представлял Джон Братби (1928-1992). Авторы этой «школы» изображали интерьеры пролетарских жилищ в качестве демонстрации собственного разочарования положением дел в обществе и упадком нравов после Второй мировой войны.

Социалистический реализм

Социалистический реализм задумывался и создавался для «утверждения пролетарской революции» и коммунистической пропаганды. К 1934 году в СССР все независимые художественные объединения были запрещены — позволено только официальное искусство. Понятный неграмотным массам социалистический реализм должен был изображать их борьбу против неравенства и угнетения, одновременно пробуждая надежду, патриотизм, революционный дух и стремление трудиться. Эпоха социалистического реализма закончилась с падением Советского Союза в 1991 году.

«Очередь за хлебом»

Джордж Сегал (1924-2000), имя которого обычно ассоциируется с поп-артом, изобрел скульптурную технику с использованием штукатурки и медицинских гипсовых бинтов. Сегал оборачивал модель влажными гипсовыми бинтами, а потом просто снимал получившуюся высохшую форму. Эта очередь из понурых мужчин была изготовлена для Мемориала Франклина Д. Рузвельта в Вашингтоне в конце ХХ века. Памятник охватывает двенадцать лет пребывания Рузвельта у власти (1933-1945), включающие в себя и период Великой депрессии, время уныния и голода. Эта работа дает представление о социальном реализме тех лет.

«Очередь за хлебом», Джордж Сегал, 1997, бронза
«Очередь за хлебом», Джордж Сегал, 1997, бронза



Поделиться ссылкой