Городская среда разных городов мира

Городская среда — не просто скопление типовых зданий и пробки на дорогах и даже не исторический центр со старинными соборами, дворцами и музеями, как бы прекрасны они ни были. Город — это прежде всего среда, в которой живут и творят люди. А самые активные пытаются его еще и преобразить. Иногда получается просто гениально.

Граффити Бэнкси (Лондон. Великобритания)

Граффити Бэнкси

С граффити безуспешно борются власти многих городов, однако и такая форма самовыражения может быть искусством, особенно если руку к делу приложил британец, которого весь мир знает под псевдонимом Бэнкси. Настоящее имя автора граффити неизвестно, и он до сих пор вынужден убегать от полиции, не понимающей его творчество. Уличное искусство андеграундный художник творит уже более 15 лет, и его работы (а иногда это часть стены!) уходят на аукционах за бешеные деньги. Увидеть граффити Бэнкси можно в различных городах Великобритании: Лондоне, Бристоле, Ливерпуле, а также на его сайте www.banksy.co.uk. Кроме того, у Бэнкси были персональные выставки.

Парк Гуэля (Барселона. Испания)

Парк Гуэля

В прекрасную Барселону стоит приехать хотя бы ради того, чтобы своими глазами увидеть удивительные творения Антонио Гауди. Без них столица Каталонии, да и история мировой архитектуры, были бы совсем другими. Парк Гуэля создан по заказу мецената Эусеби Гуэля и должен был стать городом-садом, где представители среднего класса могли бы не только гулять, но и жить.

Гауди видел задачу по-своему: у него получилось место, пронизанное символами и метафорами, и украшенное скульптурами и сооружениями необычной формы. Жители не очень поняли задумку, да и место им не нравилось, затем умер меценат и наступила Первая мировая война. Чудо-град так и не был закончен, зато Барселона получила яркую достопримечательность, которая, по правде, не сразу была оценена по достоинству. В период строительства парка на карте Барселоны появились и другие шедевры Гауди: дома Ла-Педрера (Каса Мила) и Каса Бальо. Описывать их бесполезно — это нужно видеть, причем и снаружи, и изнутри. Условия посещения можно найти на сайтах www.lapedrera. com и www.casabatllo.es.

Дом Хундертвассера (Вена. Австрия)

Дом Хундертвассера

Художник Фриденсрайх Хундертвассер любил покритиковать традиционный коммунальный стиль жилых построек, и вот в 1983 г. его звездный час наступил: администрация Вены поручила ему построить правильный, на его взгляд, дом. В 1985 г. взору горожан предстало нечто необыкновенное: неровные полы, несимметричные окна, неравномерно оштукатуренные стены, множество замысловатых орнаментов. Там везде — на крыше с византийскими башенками, на ступенчатых террасах, в окнах и даже внутри комнат-ниш — растут кусты и деревья.

Дом моментально стал туристической достопримечательностью, а автор остался настолько доволен своим детищем, в котором совместил и свои художественные идеи, и борьбу за экологию, что даже отказался от гонорара. В Вене можно увидеть и другие работы Хундертвассера, например торгово-выставочный комплекс «Деревня Хундертвассера». Как найти деревню, подскажет сайт www.kalke-village.at. Адрес парка и часы работы следует уточнять на сайте www.vigeland.museum.no

Парк скульптур Вигеланда (Осло. Норвегия)

Парк скульптур Вигеланда

Этот парк в норвежской столице может гордиться тем, что является самым большим скульптурным парком в мире, созданным одним художником. Здесь выставлены более 200 работ Густава Вигеланда из бронзы и гранита. Вигеланд принимал активное участие и в планировании ландшафта парка, который был заложен в 1939 г. и окончательно заверен спустя 10 лет. Скульптуры изображают бытие и круговорот человеческой жизни, а люди показаны в момент самых разных занятий: бега, танцев, объятий. Чувства, эмоции, мимика — все как у живых людей.

Скульптору удалось добиться такой динамики, что его творения иногда кажутся более живыми, чем посетители парка. Некоторые работы просты и понятны, другие, наоборот, — полны загадок, которые хочется разгадать. В общем, в парке скульптур Вигеланда скучно не будет. Все скульптуры представлены в обнаженном виде, но вовсе не из-за нездорового интереса автора к ню. Вигеланд не хотел, чтобы одежда указывала на социальный статус, ведь люди — всегда люди, независимо от положения в обществе и размера кошелька.

Небоскребы (Нью-Йорк. США)

Небоскребы Нью-Йорка

Сегодня небоскребы кажутся синонимом Нью-Йорка и удобным способом разместить огромное количество офисов и дорогих квартир. Небоскребы — это суть Америки, ее дух, философия. Однако в конце XIX — начале XX в. подобные сооружения казались немыслимыми и даже сумасшедшими. Люди, которые их строили, были пионерами, прибывшим в Новый Свет в поисках лучшей жизни и возможности выбирать свой путь, несмотря на все трудности. Небоскребы — символ огромного потенциала человека, триумф его силы и мощи. Построив их, люди в буквальном смысле «дотянулись» до небес.

Самый знаменитый небоскреб Нью-Йорка — это, конечно, Эмпайр-стейтбилдинг. Стоит обратить внимание также на Крайслер-билдинг, Нью-Йорк Таймс билдинг, Трамп-билдинг (Уолл-стрит, 40), Конде-наст-билдинг (Таймс-сквер, 4), Блумберг-Тауэр, Дженерал-Электрикбилдинг и многие другие. От небоскребов Нью-Йорка захватывает дух! В свое время Крайслер-билдинг подвергался критике за «легкомысленный» дизайн, но сегодня он считается самым красивым небоскребом Нью-Йорка. Это лучший образец периода ар-деко в архитектуре города.

Танцующий дом (Прага. Чехия)

Танцующий дом

На месте, где сейчас стоит эта пражская достопримечательность новейшего времени, когда-то находилось здание в неоклассическом стиле, но оно было разрушено во время бомбардировки города в 1945 г. Руины убрали только в 1960-е гг., и в 1994 г. решили построить что-нибудь современное и обязательно красивое и необычное. В итоге двумя годами позже в чешской столице появился Танцующий дом. Его авторами были хорватский архитектор Владо Милунич и знаменитый Фрэнк Гери. У них получилось здание в деконструктивистском стиле, а ломанные линии должны были выражать идею разрыва чешского общества с тоталитарным прошлым.

Внутри планировалось расположить библиотеку и художественную галерею, но в итоге сделали офисы. На крыше под куполом под названием «Медуза» находится ресторан. Здание состоит из двух башен: изогнутой и прямой. Прямая башня символизирует мужское начало ян и часто называется Фредом в честь Фреда Астера, а изогнутая — выражает женское начало инь и носит имя Джинджер в честь Джинджер Роджерс.




Поделиться ссылкой