Закат Средневековья — расцвет искусства

«Искусство ревниво: оно требует, чтобы человек всецело отдавался ему.»
Микеланджело

К концу XIV столетия средневековая культура начинает клониться к закату, постепенно уступая место Возрождению и — позднее — Новому времени. Этот процесс, как уже говорилось, не был одновременным и единым во всей Европе. Но все же попробуем выяснить, какие трансформации происходят в это время в искусстве, что нового появляется в повседневной жизни людей?

Культура и война

В эпоху Средневековья «культурный обмен» между разными государствами и разными культурными укладами часто осуществлялся не только благодаря торговле и путешествиям, но и, как ни странно это прозвучит, благодаря военным конфликтам. В качестве военной добычи у поверженного врага забирали все самое лучшее и интересное, и этим «интересным» часто оказывались именно произведения искусства.

Практически весь период Средневековья прошел «под знаком» крестовых походов. Причины их могли быть самыми разными — да, официально обычно говорилось, что рыцари и их отряды отправляются распространять и защищать христианство от иноверцев, отвоевывать святыни в Иерусалиме... Более прозаической подоплекой являлось желание захватить новые земли и приобрести неисчислимые богатства — как мы знаем, понятия «рыцарь» или «феодал» в средневековой Европе вовсе не обязательно означали состоятельность. Каковы были последствия? Католическая церковь существенно расширила сферу своего влияния, на свет явились духовно-рыцарские ордены, более жестким и радикальным стало противостояние христианского и мусульманского миров. А что же в культурном плане?

Во-первых, жители средневековой Европы с удивлением признали, что «иноверцы» Востока — вовсе не неотесанные варвары, которыми их привыкли считать. Достаточно напомнить о медицинских трудах Авиценны, о достижениях в области математики, астрономии, естествознания... Во-вторых, благодаря купцам и завоевателям европейцы знакомились с восточными пряностями и тканями, зачитывались образцами переводов лирической поэзии и украшали свои дома коврами, вазами, драгоценностями. Ведь даже «рыцарская культура», воспетая многими писателями и художниками, стала таковой по большому счету после крестовых походов: рыцарь эпохи раннего Средневековья — существо не слишком изысканное. В-третьих, крестовые походы способствовали сплочению рыцарства и преодолению феодальной раздробленности, с одной стороны, и углубили пропасть между европейской знатью и простолюдинами — с другой. Формирование рыцарского «кодекса чести» противопоставляло знатного воина «грубому, жадному и трусливому» плебсу.

Мерри-Жозеф Блондель. Ричард Львиное Сердце. 1841 г.
Мерри-Жозеф Блондель. Ричард Львиное Сердце. 1841 г. Версаль. Этот правитель относится к числу самых известных персонажей эпохи крестовых походов

Даже чисто внешне образ рыцаря, каким мы привыкли его себе представлять — облаченный в доспехи всадник на закованном в доспехи коне, — сложился уже в эпоху позднего Средневековья. В X-XV веках наиболее популярным облачением воина была кольчуга. Но постепенно она начинала вытесняться новым видом доспехов — основу их составляли металлические пластины с шарнирным соединением. Такой латный доспех появляется в большинстве европейских государств в XIV столетии и постепенно завоевывает все большую популярность. Кстати, применительно к защитной амуниции тоже выделяют готический стиль: например, готическими принято называть германские доспехи второй половины XV столетия, которые отличают жесткие линии, рифление, повышающее прочность, и острые углы пластин в местах соединений. К «итальянской готике» относят миланские доспехи этого же периода. Подобное облачение весило до 35 килограммов!

«Многоуважаемый шкаф»

Что же касается отдельных заимствований, то перечислять их можно очень долго. Именно на Востоке (вероятнее всего, в Сирии) европейцы познакомились с ветряными мельницами и в XII веке начали сооружать их у себя. Именно с Востока впервые привезли сахарный тростник и арбузы, розы и лимоны; именно по примеру восточных владык, славившихся пристрастием к чистоте и любовью к разнообразной парфюмерии, в Европе снова начали появляться горячие бани (практически забытые со времен Древнего Рима) и использоваться косметика.

Европейцы начинают одеваться иначе. На смену простым линиям одежды романского периода приходят сложные, многослойные костюмы (имеются в виду, конечно же, в первую очередь костюмы знати). Интересно, что силуэт соответствует особенностям готической скульптуры: вытянутые линии, остроконечная обувь, узкие рукава, высокие сложные головные уборы женщин.

На протяжении практически всего Средневековья основным предметом мебели был сундук. В нем не только хранили имущество: при необходимости его можно было использовать в качестве обеденного или письменного стола, на сундуках также сидели и спали. Мебель романского периода довольно примитивна и тяжеловесна, хотя, конечно же, обстановка в доме богатого феодала отличалась от той, которую мог себе позволить крестьянин, зачастую обходившийся вместо стульев деревянными чурбаками.

В период готики сундук претерпевает любопытные изменения. Он «встает на попа» и превращается в шкаф. Появляются всевозможные его разновидности — посудные, шкафы для одежды и церковных облачений, шкафы для хранения книг и свитков. Интересно, что готическая мебель имеет те же элементы оформления, что и готический храм: резные «башенки», вытянутые вверх формы. Спинки кресел — особенно кресел знати и духовенства — также напоминают силуэт готического собора. Характерна для этого времени резьба, имитирующая складки ткани.

Петрус Кри-стус. Св. Элигий в мастерской. 1449 г.
Петрус Кри-стус. Св. Элигий в мастерской. 1449 г. На этой картине достаточно достоверно представлены костюмы знати времен позднего Средневековья

Популярным элементом украшения мебели (как, впрочем, и при изготовлении витражей, и при оформлении интерьера) были так называемые «готические трилистники». Обычно их истолковывают как символ Святой Троицы. Встречаются также и «четырехлистники» — их связывают с символикой креста...

В целом особенности быта человека Средневековья — это тема для отдельного масштабного и интересного исследования. Мы упоминаем здесь об этом, чтобы создаваемая нами картина была по возможности полной.




Поделиться ссылкой