Акварель. Живая и прозрачная

Во французском слове aquarelle отчетливо виден латинский корень «аква». Акварель — живая, прозрачная и прихотливая. И легко разрушаемая — при смешивании цветов или смывании неудачного фрагмента акварель-краска порой теряет чистоту. Живописная техника с таким же названием требует верного глаза и твердой руки.

Вишни в технике акварели
Вишни в технике акварели

Быстро и удобно

Разумеется, сегодня акварель — не единственная водорастворимая краска: есть еще и плотная насыщенная гуашь, и яркий акрил. Но к акварели у художников особое отношение.

Уже в Древнем Египте акварелью писали на папирусе. В античности ее использовали для нанесения росписей по сырой штукатурке, добиваясь воздушных акварельных эффектов на стенах вилл патрициев.

В Китае и Японии после изобретения бумаги акварель наряду с тушью применялась в пейзаже и портрете. Живописцы Востока создали немало шедевров в миниатюре, используя удивительные мягкость и глубину оттенков акварели.

Автопортрет. Поль Сезанн
Автопортрет. Поль Сезанн. 1895 г.

Есть и техника акварельного письма, где используется сухой альбомный лист бумаги, коробочка красок и емкость с водой для ополаскивания. Очень удобно зарисовать все увиденное в путешествии, особенно если фотоаппарат еще не изобрели. Так и поступали знаменитые европейские путешественники, зоологи, ботаники позапрошлого, безумного XIX в.

День акварели

К середине XVIII в. рисование акварелью стало популярным видом досуга профессиональных путешественников и непрофессиональных художников. А замечательный английский пейзажист Уильям Тёрнер превратил акварель в престижный вид английской живописи, основав в 1804 г. целое Общество акварелистов.

Но изучать и фиксировать мгновенные перемены в человеке куда интереснее, чем в природе. И во второй половине XVIII в. возникла новая мода — на портретную миниатюру, для создания которой не обязательно было учиться в Академии. Акварели в альбомы еще почти 100 лет спустя умели писать все благородные леди и джентльмены.

Не остались в стороне и профессионалы — Томас Гёртин начал писать акварели большого, «картинного» формата, Уильям Тёрнер создал великолепную серию пейзажей, которой восхищались импрессионисты и особенно постимпрессионисты, сами не чуждые акварельной технике. Акварели отдали дань Поль Синьяк, Джон Сарджент, Василий Кандинский, Пауль Клее и Рауль Дюфи. Поль Сезанн написал более 400 акварелей и в жанре портрета, и в пейзаже, наслаждаясь оттенками взаимопроникновения света и цвета.

Озеро. Уильям Тёрнер. 1802 г.
Озеро. Уильям Тёрнер. 1802 г.

У этой краски есть даже свой праздник — 23 ноября провозглашен Международным днем акварели. И она явно этого достойна.

Из мастерской алхимика

Для связи красочных пигментов в акварельной краске используются быстрорастворимые растительные клеи прозрачной структуры, включая вишневый, сливовый, урюковый и другие, а также декстрин, мед, сахар, патока и прочие вещества. В качестве смягчителя в них вводят глицерин, который хорошо удерживает воду. Без этих составляющих краски быстро пересохнут и осыплются. Еще одна важная прибавка к красочному пигменту акварели — бычья желчь, которая не дает краскам собираться в капли. От угрозы плесени — влажная среда способствует ее развитию — вводят антисептик фенол. Кроме привычных со школьной поры брикетиков, акварель бывает полужидкой и даже в карандашной упаковке — достаточно пройтись по рисунку влажной кистью, чтобы он «ожил» и затрепетал.

Фон может быть не просто цветным (как хорошо высушенный грунт для масляных красок, к примеру), но мокрым. Совершенно мокрым! Вот просто налили в лоток воды, положили листик бумаги — и рисуем, водой по воде.
Портрет мальчика. Джеймс Никсон. 1810—1820 гг
Портрет мальчика. Джеймс Никсон. 1810—1820 гг

Живопись или графика?

С тех самых почти доисторических пор мы так и не определились, к какому виду искусства акварель отнести. С одной стороны — краска же, значит, живопись. Но где же иллюзорные объемы, которые создают на плоскости «настоящие» краски, где мощный мазок? С другой стороны — графика, ведь акварель активно взаимодействует с пространством листа, делая его и фоном, и продолжением цвета, и всем, чем захочет. Белая бумага отражает свет, проходя сквозь прозрачные слои положенных красочных пятен, и придает оттенкам свежесть и чистоту. А как хороши светлые оттенки акварели на тонированной бумаге!




Поделиться ссылкой