Альфред Сислей (1839-1899)

«Оживление полотна — одна из величайших трудностей живописи. Наделить произведение искусства жизнью — в этом, безусловно, одна из необходимейших задач истинного художника.»
Альфред Сислей

На фоне громкой славы Клода Моне, Огюста Ренуара и Эдгара Дега имя Альфреда Сислея кажется незаслуженно забытым. Он создал прекрасные, удивительно выразительные и нежные полотна, но, чтобы разглядеть их, зрителям потребовалось время, много времени...

Англичанин или француз?

Когда заходит разговор об импрессионистах, возникает прочная ассоциация с Францией и только с Францией. Однако фамилия Сислей, хотя и похожа на французскую, — английского происхождения. И Альфред Сислей, несмотря на то, что родился в семье англичан, побывал в Англии всего лишь трижды за всю свою жизнь.

Старинный английский род Сислеев имел с Францией прочные связи. Дед художника был женат на француженке, вел торговлю с французами, и неизвестно, где больше времени он проводил, на континенте или на острове. Родители Альфреда жили во Франции, там же родился и будущий художник.

Семья занималась коммерцией и была довольно состоятельной. Отец, разумеется, хотел, чтобы сын-наследник продолжил его дело. В 1857 году Альфреда отправили в Англию, чтобы он освоил азы торгового дела, а заодно и улучшил свой английский (по-французски юноша говорил куда лучше). Однако заниматься коммерцией он не пожелал: молодого человека тянуло к кистям и краскам. Нельзя сказать, чтобы родители одобряли такой поворот дела, но и препятствовать особо не стали. Отец назначил сыну достойное содержание и разрешил отправиться в Париж, чтобы поступить в мастерскую для обучения, что он и сделал в 1862 году, попав в творческое ателье Глейра. Учеба давалась Сислею легко, его только не устраивало то же, что и всю художественную молодежь, — академизм.

Довольно скоро Альфред познакомился с Моне, Ренуаром и Базилем. Эти люди были по-настоящему близки ему по духу, он разделял их взгляды и с радостью наполнялся идеями и энергией, исходящей от друзей. Когда мастерская Глейра закрылась, все четверо отправились работать на пленэр у легендарного леса Фонтенбло, неподалеку от Барбизона.

Из всей компании Альфред Сислей был, пожалуй, самым застенчивым, обладал крайне мягким характером и, как говорил Ренуар, не мог отказать даже женщине. Но благодаря этой мягкости Альфред быстро становился своим в любой компании, уживаться с ним было очень легко.

Поездки в Барбизон и его окрестности наложили неизгладимый след на все творчество Сислея. Он изначально чувствовал желание работать именно в жанре пейзажа, и совершенно неудивительно, что его кумиром стал Камиль Коро.

Преследуемый несчастьями

Казалось, что жизненный путь художника будет если не прост, то достаточно безоблачен. Его первые работы, по-ученически тщательно прописанные, с явными признаками манеры барбизонцев, в особенности Коро и Добиньи, были приняты очень спокойно. Самый выдержанный по характеру в компании импрессионистов, он и писал так же, без надрыва, без отчаянного поиска, но планомерно применяя все приемы и техники, вновь открываемые его друзьями и им самим.

В 1863 году они вместе организовывали Салон отверженных. На эту неспокойную пору пришлись и перемены в личной жизни Сислея. Примерно в середине 1860-х годов у него разгорелся роман с натурщицей Эжени Лескузе. В 1867 году она родила от Альфреда сына, а два года спустя — дочь, хотя в браке они не состояли. Такое поведение сына Сислей-старший расценил как недостойное, он был крайне разгневан и лишил Альфреда содержания. В сущности, начиная с этого момента и до конца жизни художник был вынужден бороться с нищетой.

В 1870 году началась франко-прусская война. Многие друзья Альфреда покинули Францию, а для него война имела самые тяжелые последствия. Его отец разорился, вместе с этим пропала надежда получить после него наследство. Из-за наступления прусских войск Сислей был вынужден спешно покинуть Париж, бросив все небольшое имущество, в том числе картины, которые так и не нашлись по его возвращении. До нашего времени из ранних полотен Альфреда Сислея дошли только те, что уже были проданы, — меньше двадцати картин.

Альфред Сислей «Городок Вильнёв-ла-Гаренн»
Альфред Сислей «Городок Вильнёв-ла-Гаренн» (1872)

Вернувшись после войны, Сислей решил остановиться в Вуазене, к западу от Парижа. В этот период он много работал, найдя свой неповторимый стиль и оттачивая мастерство. Тогда были написаны одни из лучших его картин: «Канал в Аржантее» (1872), «Поля близ Аржантея» (1873), «Сена у Буживаля весной» (1876), «Наводнение в Пор-Марли» (1876), а также великолепная серия видов Хэмптон-корта, которую он привез из короткой поездки в Англию.

Художник старался принимать активное участие в выставках своих друзей, помогал всем, чем мог, но его произведения, раз за разом терялись на фоне более ярких работ Моне, Ренуара, Писсарро. Картины Сислея не имели успеха, то есть не продавались, а ведь теперь это был его единственный источник дохода. Вместе с семьей Альфред неоднократно менял квартиры, раз за разом снимая все более дешевую. Понимая, что он никогда не продаст полотна, выставляя их на «бунтарских» выставках, да еще в таком невыигрышном положении, в 1879 году Сислей решил снова отправить их в официальный Салон. Но вновь потерпел неудачу.

Альфред Сислей «Осень: Берег Сены вблизи Буживаля»
Альфред Сислей «Осень: Берег Сены вблизи Буживаля» (1873)
Альфред Сислей «Баржи в Бийянкуре»
Альфред Сислей «Баржи в Бийянкуре» (1877)

Скромное обаяние простоты

В 1880 году Сислей переехал с семьей в Море-сюр-Луан, где и оставался до самой смерти. Художник устал бороться не только за признание и успех, но и просто за выживание, и его одолевала депрессия. Больше он уже не принимал участия ни в одной из выставок импрессионистов. Однако творчества Альфред Сислей не оставил, жил очень скромно, замкнуто, но не полным затворником.

Скоро в Море у него появилось много знакомых, хотя и не близких по духу — среди них не было никого, кто мог бы назвать себя другом живописца. Сислей много работал, пробовал технику пастели, создал серию больших полотен, изображающих местную старинную церковь.

С 1890 по 1898 год художник регулярно отправлял свои работы в Салон. Их выставляли, но ни известности, ни заработка это так и не приносило. Лето 1898 года семья провела в Корнуолле и южном Уэльсе. Там Альфред наконец оформил официальный брак с Эжени, которая до сих пор была в глазах общества его любовницей, и стал законным отцом их детей. Но в том же году Эжени заболела раком горла. Болезнь протекала тяжело, и Альфреду пришлось оставить живопись, чтобы ухаживать за женой. Законными супругами они пробыли всего год. К тому времени Сислей знал, что сам страдает тем же заболеванием и что его дни тоже сочтены. После похорон жены он письмом попросил Моне приехать, поручил заботам старого друга своих детей и вскоре умер.

Альфред Сислей «Лужайки весной»
Альфред Сислей «Лужайки весной» (1880-1881)
Альфред Сислей «Мост Море летом»
Альфред Сислей «Мост Море летом» (1888)

После кончины Сислея Клод Моне распродал его картины — другого имущества у Альфреда не было. Удалось выручить всего лишь 160 000 франков.

А через год свершилось чудо. В 1900 году «Наводнение в Марли» было продано за... 43 000 франков! А ведь когда-то сам Сислей получил за нее всего 180 франков. Как будто у всех внезапно открылись глаза. Зрители словно только что увидели и оценили тихие, немного отстраненные, но тем более естественные и правдивые пейзажи, тончайшую колористику, простоту и искренность полотен Альфреда Сислея. Художник не дожил до славы и признания всего один год.

Сегодня он по праву считается создателем самых тонких и лиричных пейзажей в импрессионизме.


Поделиться ссылкой