Эжен Буден (1824-1898)

«Эжену Будену я обязан тем, что стал художником.»
Клод Моне

В любой области человеческой деятельности можно увидеть и определить влияние учителя на ученика, но, пожалуй, нагляднее всего это проявляется в живописи. Не верите? Сравните две картины: «Купальщики на пляже в Трувиле» ЭженаБудена и «Пляж в Трувиле» Клода Моне. У вас еще остались сомнения?

Кто учил учителя?

Эжен Буден
Эжен Буден

Любителям живописи не надо представлять Эжена Луи Будена — все знают, что он был первым учителем Клода Моне, родоначальника импрессионизма. Но мало кто задумывается о том, какой огромный вклад внес сам Буден в развитие жанра пленэрного пейзажа, сколько замечательных картин вышло из-под его кисти. Его жизни и творчеству посвящено не так уж много работ. Вполне обычная, но обидная судьба учителей гениев...

Интересно, что сам Эжен Буден не имел специального художественного образования. Он родился в Онфлёре в семье моряка и с детства проявлял интерес и способности к рисованию. Эта любовь нашла весьма своеобразный выход: в двадцать лет Эжен открыл собственную писчебумажную лавку, в витрине которой выставлял картины заезжих художников. Так, волей случая, ему довелось познакомиться с Эженом Изабе, известным в то время маринистом, который позже, в Париже, некоторое время занимался с юношей основами живописи.

Благодаря той же «выставке в витрине» Буден познакомился с барбизонца- ми Тройоном и Милле, художником-академистом Кутюром. Художники сумели оценить талант мальчишки из старого нормандского порта. В его рисунках было то, что окружало Эжена с детства: небо, море и корабли. Именно эти художники оказали на Будена колоссальное влияние. Они буквально настаивали, чтобы молодой человек продолжал занятия живописью, давали ему советы, помогали и поддерживали.

В 1847 году Эжен оставил торговлю и отправился в Париж. Лувр, конечно же, Лувр, и пейзажи голландцев и фламандцев — они покорили душу Будена. Стремление перенести на холст воздух и свет, написать море так, чтобы оно дышало влагой и солью, вот что стало целью художника.

На занятиях у ИзабеЭжен познакомился с Яном Бартолдом Йонгкиндом, которому предстояло стать крупнейшим нидерландским художником-пейзажистом того времени. Буден и Йонгкинд сдружились и, что для искусствоведов, очевидно, оказали немалое влияние друг на друга в развитии художественных методов и приемов.

Человек и море

В 1850 году Буден впервые отправил две свои работы — не в Парижский

салон, а на выставку Друзей искусства в Гавре. Его картины были приняты, высоко оценены, и Эжен три года получал от города стипендию.

Его ранние работы посвящены пляжным курортным сценам. Со временем Буден перестанет рисовать людей, и объектом его картин станет природа, в изображении переменчивых состояний которой он достигнет настоящих высот.

В 1858 году состоялась встреча, изменившая историю живописи: Буден познакомился с Клодом Моне, которому тогда было всего семнадцать лет. Юного Моне восхитил художественный стиль Будена, и Эжен Буден надолго стал для основателя импрессионизма не только учителем, но и примером для подражания. Годом позже Буден познакомился с великим французским поэтом Шарлем Бодлером, который был в восторге от его пастелей и этюдов неба и облаков.

Гавань и верфь в Трувиле
Эжен Буден «Гавань и верфь в Трувиле» (1863)

К живописцу пришла известность. Его картины охотно брали на выставки. Он работал вместе с Тройоном, полотна продавались, и прежде почти что нищий сын моряка наконец получил возможность путешествовать. В поисках свежих впечатлений Буден посетил Бельгию, Голландию, Италию — и везде искал вдохновения, чтобы отразить всю красоту неба и моря.

Тема его работ почти всегда одна — море и небо, но никто не упрекнул бы Эжена в повторах, ведь эти стихии находятся в постоянном движении, и двух одинаковых морских пейзажей просто не может существовать. И разве может надоесть наблюдать вечно изменчивое небо?

Буден писал порты: Бордо, Гавр, Антверпен и Трувиль. Тона, приглушенные в ранних работах, становились все светлее, мазок — все более нечетким и мягким, но стоит ли этому удивляться? «Вложив кисть» в руку Моне, Эжен впоследствии сам испытал большое влияние импрессионистов.

Эжен Буден «Трувиль»
Эжен Буден «Трувиль» (1864)

В 1874 году он был приглашен на первую выставку импрессионистов, почитавших его своим предтечей.

Поздние полотна Будена: «Мол в Довилле» (1869), «Порт Бордо» (1875), «Гавань и верфь в Трувиле» (1863) — являют собой ярчайшие образцы его творчества. Он и позже будет выставлять свои работы в галерее Дюран-Рюэля в Париже и в Нью-Йорке рядом с картинами Моне, Ренуара, Сислея и Писсарро.

В 1892 году Будену был вручен орден Почетного легиона — высший знак отличия, почета и признания особых заслуг перед Францией.

Эжен Буден «Площадь Сан-Марко в Венеции»
Эжен Буден «Площадь Сан-Марко в Венеции» (1895)



Поделиться ссылкой