Герард Терборх: сияние красоты

Герард Терборх (или Герард тер Борх — в разных искусствоведческих школах в разное время имели хождение оба варианта имени этого художника) выделяется из массы удивительно одаренных творцов, которых сегодня называют «малыми голландцами».

Герард Терборх
Герард Терборх

Найти себя

Уже к семнадцати годам став признанным мастером, Терборх по традиции средневековых подмастерьев отправляется путешествовать. Британия — Мекка для художников (в Лондоне он познакомился с Антонисом Ван Дейком), Италия, Испания (в Мадриде Терборх пишет портрет короля Филиппа IV) — и назад в Амстердам, где Терборх продолжил работу.

Женщина, читающая письмо. Герард Терборх. 1660—1662 гг.
Женщина, читающая письмо. Герард Терборх. 1660— 1662 гг.

Тот же сложный путь он проходит и в творчестве: «примерив» мягкий рыжеватый колорит и барочные формы композиции Ван Дейка, жесткую объемность «великих испанцев», он обращается к собственному стилю, который станет его визитной карточкой. В основе этого стиля лежит сложный колорит, богатство оттенков, сияющие краски — и умение изобразить взгляд модели. Живой, непосредственный, открытый зрителю взгляд героев картин — в этом основа деликатного и уважительного, по мнению замечательного искусствоведа Макса Фридлендера, обаяния работ Терборха.

Внутренний свет

«Солнцеликая» — иначе и не назвать героиню картины Терборха «Письмо». Ее красота освещает затененное пространство тесноватой комнаты — других источников освещения здесь нет. И так же, как бывают жгучи лучи солнца, дерзок ее характер — остренький носик задран вверх, свысока на посланника глядят ясные глазки: «А вот и не возьму я твое письмо!» Преданные хозяйке существа— служанка и собачка — даже присели от возмущения: «Как же так?» — «А вот так!» — улыбаются розовые губки. Привычная голландская жанровая сценка оживает на глазах, заставляя улыбаться почти против воли.

Письмо. Герард Терборх. После 1655 г.
Письмо. Герард Терборх. После 1655 г.

Семейный очаг

Светится золотом центр композиции «Семейного портрета» — изображение младшей девочки, помещенное, кажется, на три слоя черного разных оттенков и степеней матовости. Ее сиянию противоречат лишь большие печальные глазки. И, словно вслед за солнечным зайчиком, взгляд зрителя падает на старшую, в «лунном» платье, холодному сиянию которого противоречит озорной взгляд. Серьезное выражение глаз матери семейства — достойной женщины, горделивая поза и задиристый вызов в глазах мужчины и мягкая полуулыбка юноши — щеголя и умницы... Мы будто оказались в кругу этой семьи и обменялись парой слов с каждым ее представителем. Так традиционный по композиции и колориту голландский семейный портрет под кистью Терборха обретает удивительное обаяние и открытость.

Открытость и обаяние

Обаятельны и герои картины «Женщина, читающая письмо». Краски молчаливы, но изображенные при их помощи персонажи щедро поделились с нами своим скептицизмом по поводу содержания прочитанного письма. А Терборху, кажется, до сюжета и дела нет, он наслаждается сочетанием бирюзы и сапфиров на серебре в одеянии главной героини, оттеняя их благородным лиловым в обивке подушки под собачонкой; отсылает нас к узорчатой кованой люстре — красиво; смягчает холодный колорит одеяний мягким мерцанием приглушенных оттенков красного, о присутствии которого напоминает алая лента капора сидящей подруги.

Богатство колорита

Девушка, пишущая письмо. Герард Терборх. Около 1655 г.
Девушка, пишущая письмо. Герард Терборх. Около 1655 г.

Девушка, пишущая письмо, опустила глаза к перу. Но мы и так можем оценить и ее безмятежный покой, и движение мысли, легкой тенью набежавшей на ясный лик юной красавицы. В этой картине Терборх обходится без своей любимой сияющей ткани, но колорит становится еще сложнее и богаче. Оттенки красного, кораллового, бордового перетекают в коричневый, их мягкость оттеняет серебро деталей натюрморта.

Прекрасная Катарина

Портрет Катарины ван Лейнинк. Герард Терборх. Между 1654 и 1681 гг.
Портрет Катарины ван Лейнинк. Герард Терборх. Между 1654 и 1681 гг.

Портрет Катарины ван Лейнинк относится к жанру парадных: ракурс снизу делает хрупкую фигурку выше и значительнее, тяжелое платье, кружева и драгоценности демонстрируют статус. Но что нам за дело до статуса? Сияние ясного лица с огромными прозрачными глазами, чуть подсвеченное и смягченное рыжевато-розовым, затмевает блеск драгоценностей. И фирменный терборховский светящийся атлас — ни одному художнику более так и не удалось передать его светоносность — не в силах сравниться с ясным чистым лбом.

Цвет и свет

Традиции голландской живописи закладывались еще в период Высокого Средневековья и Северного Возрождения. В это время и сформировались основы будущего голландского реализма, интерес к народной тематике и особое отношение к цвету, сияние которого передавали обретшие здесь популярность масляные краски. В такой благодатной среде возник удивительный талант Герарда Терборха, расцвет его творчества пришелся на период подъема голландского искусства.

Старый скрипач

Скрипач. Герард Терборх. Около 1665 г.
Скрипач. Герард Терборх. Около 1665 г.

Среди этого блеска, трепета, сияния и красоты у Терборха найдется место и незатейливой мелодии старого музыканта, мягким мудрым взглядом кроткого рембрандтовского старика поглядывающего на нас с картины «Скрипач». Скромный натюрморт едва заметен на столе, который углом развернут на зрителя. На противоположный угол оперт локоть в потрепанном одеянии. Свет на лице музыканта, кажется, постепенно меркнет. Но вот уже более 350 лет звучит, затихая, негромкая деликатная мелодия — мелодия «аристократа» среди «малых голландцев», изысканного Герарда Терборха.

Говорящие взгляды

«Бокал лимонада» — одна из самых озорных картин Терборха. Здесь все понятно с первого взгляда: утром протопили и плохо проветрили, у девушки разболелась голова, и щечки покинул румянец. Пришел с визитом веселый шумный жених в рыжем парике и тут же бросился спасать бедняжку. Лучшее средство от головной боли — бокал свежего лимонада, особенно если готовить его вместе, рука об руку. И даже строгая ворчливая маменька не помеха столь успешному лечению. Ее фигура замыкает пирамидальную композицию картины, добавляя ей устойчивой гармоничности и выравнивая архитектонику светлых и темных пятен.

Бокал лимонада. Герард Терборх. Между 1655 и 1660 гг.
Бокал лимонада. Герард Терборх. Между 1655 и 1660 гг.

Основное напряжение композиции — двое встретились взглядами и ведут всем понятный разговор: ее растерянность и его уверенность, ее вопрос и его ответ.

Диалог рук не менее красноречив. Холодного женского мизинчика на чуть влажном запотевшем стекле касается, поглаживая, горячий уверенный мужской большой палец.

А на столе, почти не привлекая внимания, но оживляя композицию, разместился изящный натюрморт: блеск темного стекла, матовая поверхность тарелки, теплое дерево столика — и светлое пятно едва заметной двери в правом углу, откуда вошел молодой человек. И композиция разворачивается вправо прямо на наших глазах.

Вдохновить Вермеера

У зеркала. Герард Терборх. Около 1650 г.
У зеркала. Герард Терборх. Около 1650 г.

Композиция и колорит картины Терборха «У зеркала» явно произвели впечатление на Яна Вермеера. Эта прелесть белоснежной гибкой шейки, пленительные покатые плечи, «предназначенные для объятий», — и огорчение на отраженном в зеркале лице. На портрете три персонажа, но, благодаря зеркалу, четыре изображения: так чем огорчили девушку ее кавалеры?




Поделиться ссылкой