Гюстав Курбе (1819-1877)

«Его ненавидели за то, что, в совершенстве владея мастерством, он писал так же естественно, как другие едят, пьют или разговаривают.»
Рихард  Мутер

Художник-революционер — не странное ли сочетание? Художник, сказавший великому Делакруа: «Кто эти крылатые дамы там вверху, меж облаков? Ангелы? Как? Вы пишете ангелов? Когда же вы их видели? А если не видели, то как же можете их писать?» Художник, положивший начало самому мощному художественному течению XX века — реализму. Все это — Гюстав Курбе.

Рождение бунтаря

Гюстав Курбе
Гюстав Курбе

Тот, кто задался вопросом о родоначальнике реализма в живописи, в итоге исканий непременно придет к имени Жана Дезире Гюстава Курбе. Бунтарь и революционер, как в искусстве, так и в жизни, на протяжении которой его постоянно сопровождали скандалы, этот человек был масштабен и столь же значителен для своего времени, как, например, Рембрандт для своей эпохи. Что же такого совершил Гюстав Курбе, чтобы заслужить честь стать в один ряд с великими мастерами?

Он родился в 1819 году во Франции, в Орнане, неподалеку от границы со Швейцарией. Отец Курбе был зажиточный крестьянин, владелец плодоносных виноградников. Своего сына Режис Курбе хотел видеть юристом, а потому мальчик посещал семинарию в Орнане, а затем поступил в юридический колледж в Безансоне.

Но самого Гюстава карьера адвоката не привлекала вовсе. Он, конечно, посещал колледж, но куда больше времени уделял занятиям в Академии, где брал уроки у Шарля Антуана Флажуло, ученика самого Жака Луи Давида. Не скрывая от отца, что мольберт, краски и кисти увлекают его куда больше, чем толстые своды законов и учебники латыни, он объявил, что собирается стать художником. Старший Курбе дал ему денег и благословил на поездку в Париж.

Впрочем, вряд ли стоит этому удивляться. Дед будущего живописца, оказавший на внука огромное влияние, был якобинцем и участвовал в Великой французской революции. Отец, как либерал, поддерживал революцию 1830 года. О матери сам Курбе впоследствии писал, что она была «рационалисткой и католической республиканкой». Кем же мог вырасти их сын, как не бунтарем!

Итак, Густав Курбе прибыл в Париж. Первое, что он сделал, — начал регулярно посещать Лувр, досконально изучая картины старых мастеров. Французский академизм того времени жестоко его разочаровал, и Курбе старался выстроить для себя четкую последовательность в развитии живописи. Молодой человек был уверен, что истинное искусство не должно быть символичным: художник должен писать только то, что видит.

Сначала он пытался заниматься в художественных мастерских Шарля де Штейбена, но довольно скоро отказался от получения академического образования. Час за часом, проводя в галереях, делая зарисовки и копии, упорно работая с натуры, Курбе сумел восстановить утраченную, было технику письма Европы XVII века, взяв себе за образец творчество титанов — Рембрандта и Веласкеса. «Неистовый провинциал», как его назовут позднее, обрел оружие и был готов к бою.

«Живопись — это вполне конкретное искусство, оно может быть только изображением действительно существующих вещей. Это язык природы, язык зримого мира. То, чего мы не видим, не существующее и абстрактное, не относится к области живописи» (Г. Курбе)

От академического автопортрета к социальному реализму

Гюстав Курбе «Автопортрет с чёрной собакой»
Гюстав Курбе «Автопортрет с чёрной собакой» (1842)

Любой молодой художник, желавший получить признание, стремился выставляться в Парижском салоне. Поначалу Курбе ждала неудача, только в 1844 году он сумел выставить «Автопортрет с черной собакой» (1842), который, как и другие его ранние работы, нес в себе отголоски романтического течения. Но очень скоро все изменилось.

Помимо работы в галереях и мастерских, Курбе очень много читал, отдавая предпочтение социалистам-утопистам. Он разделял идеи Прудона, зачитывался поэзией Беранже и романами Бальзака и Жорж Санд.

Изменения в мировоззрении, а вернее укрепление Густава на позициях утопического социализма, не могло не отразиться на его творчестве. Салон раз за разом отвергал его картины за слишком вольный выбор тем и отсутствие традиции в стиле. Курбе писал «как солнце», идя от самых темных тонов к самым светлым и заканчивая яркими бликами. Эта манера письма тоже не нова, она — революционна.

Гюстав Курбе «Похороны в Орнане»
Гюстав Курбе «Похороны в Орнане» (1849-1850)

Тем не менее в 1849 году было выставлено, награждено золотой медалью и куплено государством его полотно «Послеобеденный отдых в Орнане». Это давало ему возможность отныне выставляться без предварительного отбора. И с 1850 года началась череда скандалов, связанных с его картинами. «Дробильщики камня» (1849), «Похороны в Орнане», «Здравствуйте, господин Курбе!» (1854), «Мастерская художника» (1855) — все прочнее и ярче становится реалистическая манера письма художника, все более яростным нападкам подвергается он за то, что осмеливается писать неприкрашенную правду жизни, и даже более того, нарочито огрубляет и подчеркивает ее. Но разве скандалы могут остановить бунтаря?

В 1857 году он выставил шесть картин, среди которых было и скандальное полотно «Лето» (1857), где живописец изобразил двух отдыхающих у реки девиц легкого поведения. Теперь его реализм граничил с самым настоящим натурализмом. Именно в этой манере написана целая его серия в стиле ню: «Купальщицы» (1858), «Женщина в белых чулках» (1861), «Спящая обнаженная», «Спящие» (1866), «Женщина с попугаем» (1866) и самая откровенная из них — «Происхождение мира». (Достаточно будет сказать, что впервые  эта картина была выставлена публично только... в 1988 году! И даже сейчас она находится за пуленепробиваемым стеклом и под присмотром охранника.)

Гюстав Курбе «Мастерская художника»
Гюстав Курбе «Мастерская художника» (1855)
Гюстав Курбе «Порыв ветра»
Гюстав Курбе «Порыв ветра» (1865)

О жизни Курбе можно было бы рассказать еще очень много. Но главное заключается в том, что, став родоначальником французского реализма, он показал идущему за ним поколению совершенно новый взгляд на мир, и идейный, и живописный.


Поделиться ссылкой