Импрессионизм в Скандинавии: В нордическом стиле
Импрессионизм в Северной Европе нашел благодатную почву, поскольку искусство скандинавских стран не было сковано академической догмой, а излюбленным жанром всегда был пейзаж. Импрессионистические тенденции в живописи скандинавских художников чаще всего появлялись после их поездки в Париж и знакомства с французскими коллегами.
К. Крог. Автопортрет. 1888.
Крог приобрел известность как романист после создания книги «Альбертине» о драматичной судьбе натурщицы
К. Моне. Норвегия, деревня Сандвикен в снегу. 1895.
Особенно приглянулся Моне пригород Осло — деревушка Сандвикен, которой он посвятил целую серию заснеженных пейзажей
К. Моне. Красные дома Бьорнегаарда в снегу. 1895.
Важным фактором, повлиявшим на изменение живописной манеры у северян, стал приезд в середине 1890-х гг. в Норвегию Клода Моне, когда он с восхищением любовался снежными картинами норвежской природы и написал более 20 пейзажей с изображением северных видов
К. Крог. Портрет Оды Крог. 1886.
Его жена Ода также была художницей и очень независимой женщиной, это был творческий союз, кстати говоря, неединственный в эмансипированной среде Скагена
К. Крог. Молодая женщина на скамейке. 1890.
Как портретист он тяготел к более тщательно прописанной живописи, но иногда располагал своих моделей на открытом воздухе, что придавало портретам импрессионистический дух
П.С. Кройер. Художники в Скагене. 1888.
В Скаген приезжали на пленэры живописцы из Дании, Швеции и Норвегии, здесь они жили дружной компанией, работали и общались
А. Анкер. Забота. 1902.
Любимые мотивы Анны Анкер были близки миру, который ее окружал — дом, женщины и дети
М. Анкер. Рыбак, идущий к берегу.
Микаэль Анкер — брутальный реалист в отображении жизни датских моряков. Импрессионистические черты появляются в его живописи при изображении морской стихии. Их картины замечательны жизненностью фигур, превосходным сложным освещением и новейшими колоритными приемами, они полны искреннего чувства и глубины
Особенностью скандинавского импрессионизма стало его более реалистическое воплощение, многие северные художники проходили этап увлеченной импрессионистической работы, затем возвращались в русло более традиционной для скандинавского вкуса линейно-пластической живописи. Любимые жанры северных импрессионистов — пейзаж и жанровые сцены из жизни крестьян и рыбаков, темы жизни большого города были чужды скандинавским мастерам. Центром художественной жизни художников-натуралистов стала небольшая приморская деревня Скаген в Ютландии.
«В суровость Скандинавии влюблен...» Борис Прахов
Одним из лидеров «скагенской школы» был Кристиан Крог — живописец и писатель из Норвегии, который обучался сначала в Германии, затем в Париже познакомился с портретной живописью Эдуара Мане, а также с Эмилем Золя. Под влиянием этих встреч Крог становится «натуралистом» в живописи и в литературе. Основателями и аборигенами скагенской художественной колонии стали супруги Анкеры — Микаэль и Анна, которые считали себя «заразившимися вирусом импрессионизма». К Анкерам часто приезжал на пленэры крупнейший норвежский пейзажист Фриц Таулов, который начинал как маринист, и свою любовь к изображению воды сохранил на всю жизнь.
А. Анкер. Портрет Микаэля Анкера. 1901.
Свое творчество Анкер посвятил жизни ютландских рыбаков, уделяя особое внимание теме борьбе человека и стихии. Несмотря на простоту сюжетов, его образы рыбаков и сельских жителей наделены по-настоящему героическими характерами, а такие сюжеты, как борьба с бурей представлены с исторической монументальностью
М. Анкер. Портрет Анны.
Анна Анкер выработала свой собственный стиль, проявила себя как характерный художник и наблюдательный колорист. Супруги Анкер — одни из самых популярных художников Дании, их изображение размещено на денежной купюре достоинством в 1000 крон
А. Анкер Жнецы. 1905.
Жанровые картины и портреты считаются более душевными у Анны Анкер, чем у мужа. Казалось, что темы и герои картин остались те же, но в полотнах появилось больше воздуха, света
Ф. Таулов. Низкая вода.
Таулов писал воду так, словно она — живое существо, с неповторимым характером и разными настроениями. Его реки, моря, венецианские каналы всегда выписаны очень тщательно и мастерски, в их водном зеркале отражаются все краски мира. Столь же выразительными были у Таулова зимние пейзажи, которые исполнены спокойствия и умиротворения
А. Анкер. Солнечный свет в синей комнате. 1891.
Основные мотивы творчества Анны Анкер — интерьеры, сценки из жизни простых людей, в ее в целом реалистической манере заметны импрессионистские элементы в игре со светом и солнечными бликами
Ф. Таулов. Здание завода рядом с замерзшей рекой. 1892.
Этот пейзаж выполнен пастелью, что придает бархатистую нежность снегу и хрупкость тонкому льду. Здесь вода и снег соединились в удивительный ансамбль. Таулов — один из самых проникновенных северных пейзажных художников своего времени
Импрессионизм пришелся по душе скандинавским художникам и зрителям прежде всего своим вниманием к натуре, пленэру, поскольку в северных странах всегда царило трепетное, почти культовое отношение к природе. Но импрессионистическая манера скандинавских мастеров более основательная, более «телесная», не такая легкая и декоративная как у французских коллег, поэтому многие художники Скандинавии работали на грани реалистической и импрессионистической живописи, создав свой собственный скандинавский стиль.
Поделиться ссылкой