Импрессионизм в Скандинавии: В нордическом стиле

Импрессионизм в Северной Европе нашел благодатную почву, поскольку искусство скандинавских стран не было сковано академической догмой, а излюбленным жанром всегда был пейзаж. Импрессионистические тенденции в живописи скандинавских художников чаще всего появлялись после их поездки в Париж и знакомства с французскими коллегами.

К. Крог. Автопортрет. 1888
К. Крог. Автопортрет. 1888. Крог приобрел известность как романист после создания книги «Альбертине» о драматичной судьбе натурщицы
К. Моне. Норвегия, деревня Сандвикен в снегу. 1895
К. Моне. Норвегия, деревня Сандвикен в снегу. 1895. Особенно приглянулся Моне пригород Осло — деревушка Сандвикен, которой он посвятил целую серию заснеженных пейзажей
К. Моне. Красные дома Бьорнегаарда в снегу. 1895
К. Моне. Красные дома Бьорнегаарда в снегу. 1895. Важным фактором, повлиявшим на изменение живописной манеры у северян, стал приезд в середине 1890-х гг. в Норвегию Клода Моне, когда он с восхищением любовался снежными картинами норвежской природы и написал более 20 пейзажей с изображением северных видов
К. Крог. Портрет Оды Крог. 1886
К. Крог. Портрет Оды Крог. 1886. Его жена Ода также была художницей и очень независимой женщиной, это был творческий союз, кстати говоря, неединственный в эмансипированной среде Скагена
К. Крог. Молодая женщина на скамейке. 1890
К. Крог. Молодая женщина на скамейке. 1890. Как портретист он тяготел к более тщательно прописанной живописи, но иногда располагал своих моделей на открытом воздухе, что придавало портретам импрессионистический дух
П.С. Кройер. Художники в Скагене. 1888
П.С. Кройер. Художники в Скагене. 1888. В Скаген приезжали на пленэры живописцы из Дании, Швеции и Норвегии, здесь они жили дружной компанией, работали и общались
А. Анкер. Забота. 1902
А. Анкер. Забота. 1902. Любимые мотивы Анны Анкер были близки миру, который ее окружал — дом, женщины и дети
М. Анкер. Рыбак, идущий к берегу
М. Анкер. Рыбак, идущий к берегу. Микаэль Анкер — брутальный реалист в отображении жизни датских моряков. Импрессионистические черты появляются в его живописи при изображении морской стихии. Их картины замечательны жизненностью фигур, превосходным сложным освещением и новейшими колоритными приемами, они полны искреннего чувства и глубины

Особенностью скандинавского импрессионизма стало его более реалистическое воплощение, многие северные художники проходили этап увлеченной импрессионистической работы, затем возвращались в русло более традиционной для скандинавского вкуса линейно-пластической живописи. Любимые жанры северных импрессионистов — пейзаж и жанровые сцены из жизни крестьян и рыбаков, темы жизни большого города были чужды скандинавским мастерам. Центром художественной жизни художников-натуралистов стала небольшая приморская деревня Скаген в Ютландии.

«В суровость Скандинавии влюблен...» Борис Прахов

Одним из лидеров «скагенской школы» был Кристиан Крог — живописец и писатель из Норвегии, который обучался сначала в Германии, затем в Париже познакомился с портретной живописью Эдуара Мане, а также с Эмилем Золя. Под влиянием этих встреч Крог становится «натуралистом» в живописи и в литературе. Основателями и аборигенами скагенской художественной колонии стали супруги Анкеры — Микаэль и Анна, которые считали себя «заразившимися вирусом импрессионизма». К Анкерам часто приезжал на пленэры крупнейший норвежский пейзажист Фриц Таулов, который начинал как маринист, и свою любовь к изображению воды сохранил на всю жизнь.

А. Анкер. Портрет Микаэля Анкера. 1901
А. Анкер. Портрет Микаэля Анкера. 1901. Свое творчество Анкер посвятил жизни ютландских рыбаков, уделяя особое внимание теме борьбе человека и стихии. Несмотря на простоту сюжетов, его образы рыбаков и сельских жителей наделены по-настоящему героическими характерами, а такие сюжеты, как борьба с бурей представлены с исторической монументальностью
М. Анкер. Портрет Анны
М. Анкер. Портрет Анны. Анна Анкер выработала свой собственный стиль, проявила себя как характерный художник и наблюдательный колорист. Супруги Анкер — одни из самых популярных художников Дании, их изображение размещено на денежной купюре достоинством в 1000 крон
А. Анкер Жнецы. 1905
А. Анкер Жнецы. 1905. Жанровые картины и портреты считаются более душевными у Анны Анкер, чем у мужа. Казалось, что темы и герои картин остались те же, но в полотнах появилось больше воздуха, света
Ф. Таулов. Низкая вода
Ф. Таулов. Низкая вода. Таулов писал воду так, словно она — живое существо, с неповторимым характером и разными настроениями. Его реки, моря, венецианские каналы всегда выписаны очень тщательно и мастерски, в их водном зеркале отражаются все краски мира. Столь же выразительными были у Таулова зимние пейзажи, которые исполнены спокойствия и умиротворения
А. Анкер. Солнечный свет в синей комнате. 1891
А. Анкер. Солнечный свет в синей комнате. 1891. Основные мотивы творчества Анны Анкер — интерьеры, сценки из жизни простых людей, в ее в целом реалистической манере заметны импрессионистские элементы в игре со светом и солнечными бликами
Ф. Таулов. Здание завода рядом с замерзшей рекой. 1892
Ф. Таулов. Здание завода рядом с замерзшей рекой. 1892. Этот пейзаж выполнен пастелью, что придает бархатистую нежность снегу и хрупкость тонкому льду. Здесь вода и снег соединились в удивительный ансамбль. Таулов — один из самых проникновенных северных пейзажных художников своего времени

Импрессионизм пришелся по душе скандинавским художникам и зрителям прежде всего своим вниманием к натуре, пленэру, поскольку в северных странах всегда царило трепетное, почти культовое отношение к природе. Но импрессионистическая манера скандинавских мастеров более основательная, более «телесная», не такая легкая и декоративная как у французских коллег, поэтому многие художники Скандинавии работали на грани реалистической и импрессионистической живописи, создав свой собственный скандинавский стиль.




Поделиться ссылкой