Творческий путь Камиля Писсарро — это твердое поступательное движение к самосовершенствованию, без резких рывков и зигзагов. Писсарро — человек окончательных решений, для которых требовался сильный характер, избрав в юности дорогу художника, он не сошел с нее, хотя судьбой ему назначена была другая участь — он происходил из семьи буржуа. Интересно, что даже в минуты тяжких испытаний, когда болели дети или изматывала нужда, Камиль относился к миру с неизменной философской снисходительностью, принимая любые вызовы судьбы и радуясь каждому дню, первому снегу, наступившему лету, цветущим деревьям. Он был благодарен за то, что ему дарован талант выразить на холсте красоту этого мира.
Писсарро пришел к импрессионистической живописи своим путем, он познакомился с другими своими коллегами довольно поздно, поскольку он на целое десятилетие старше Моне и Ренуара. Да и в Париж ему пришлось добираться из более отдаленных мест — с Антильских островов, где прошло детство будущего живописца, у его отца там был скобяной бизнес. Обретением своего призвания он обязан двум братьям — датским художникам Мельби, один из которых встретил юного Камиля в порту острова Сент-Томас, когда тот с блокнотом в руках постоянно зарисовывал море и корабли. Заслужив похвалу профессионального художника, Писсарро обрел уверенность в своих силах и решимость преодолевать все препятствия, отделяющие его от живописи. В 1855 г. он уже в Париже, потрясенный Всемирной выставкой и представленными там картинами Коро, Делакруа и Курбе, поступает в Школу изящных искусств. Главным учителем его первых парижских лет стал Камиль Коро, который пристрастил Писсарро к пленэру и тонкой наблюдательности за самым скромным натурным мотивом. От Коро в картинах ученика навсегда остался мастерский рисунок и отточенная композиция.
«Счастлив тот, кто может разглядеть красоту в обычных вещах, там, где другие ничего не видят! Все — прекрасно, достаточно лишь уметь присмотреться». Камиль Писсарро
С Эдуаром Мане и «батиньольцами» Писсарро познакомился в середине 1860-х гг. будучи уже профессиональным мастером. Его внутренние поиски нового живописного языка совпали с тем, что предлагали его новые друзья, в кафе Гербуа он обрел творческих единомышленников и решительно встал на позиции «натурализма», как тогда именовали новый живописный метод. С этих лет он верно и преданно служил идеалам импрессионизма, именно Писсарро больше всех своих собратьев повлиял на молодых последователей, поскольку обладал явным педагогическим талантом. Своим Учителем его назовут Жорж Сёра и Винсент Ван Гог, Поль Сезанн и Поль Гоген, с которыми он работал на пленэрах и своей преданностью искусству служил примером бескорыстного служения.
Вся взрослая жизнь Писсарро прошла в окрестностях Парижа, где он вел самый скромный и простой образ жизни. Городские предместья и сельские ландшафты стали главной темой его пейзажей, он открывал поэзию и очарование в самых обычных мотивах. В конце 60-х гг., когда в семье Камиля и Жюли было уже двое детей, они обосновались в небольшом столичном пригороде Лувесьен, куда к тому времени перебрались родители Ренуара, а неподалеку в соседней деревне жил Моне с семьей. К друзьям на пленэры часто наведывался и Сислей, так что лувесьенский период для Писсарро был полон дружеского общения и творческих исканий. Картины художника становятся светлее, ярче, он пишет чистыми цветами, легкими беглыми мазками, выбирая более камерные сюжеты, отказавшись от масштабных полотен.
В Лувесьене Писсарро достигал особой тонкости в передаче прозрачности и влажности воздуха, уже здесь появляется его особенная вибрация воздушных потоков, которые самым решительным и последовательным, в силу своего волевого характера и в силу того, что имел уже довольно полное представление о том, что он хочет сказать миру.
Вместе с тем в отличие от большинства импрессионистов он тяготел к более законченному и ясному построению композиции, у него редко можно встретить срезанные кадры или диагональные скошенные ракурсы. Его пейзажи отличает большая устойчивость, чем у Моне и Сислея, как правило, у него высокий горизонт и для неба остается не так много места, потому что его внимание приковано к тому, что происходит на земле. Эмиль Золя тонко подметил особенности манеры Писсарро: «Тут живопись строгая и серьезная, главная забота художника — правдивость и точность».
У Писсарро дорога в Лувесьене стала центральным мотивом многих пейзажей, вглядываясь в ее перспективу, художник по-новому строил пространство с помощью уходящих вглубь ритмических цепочек деревьев, домов, печных труб на крышах. Мотив дороги с уходящими фигурками людей или отъезжающими дилижансами — очень выразительная тема, она создает иллюзию сиюминутного мгновения, исчезающего времени, ускользающего пространства. Дорога, проходящая мимо дома художника, интересовала пейзажиста и как постоянно меняющийся объект, на ней все время что-то происходило, она менялась в течение дня и в течение года. Сезонные изменения стали предметом наблюдения начинающего импрессиониста, природные метаморфозы — это также излюбленная тема Писсарро. Между осенью 1869-го и летом 1872 гг. Камиль Писсарро написал двадцать два пейзажа с видами версальской дороги в Лувесьенне, исследуя эффекты света и смены сезонов. К сожалению, зимний пейзаж в следующем 1871 г. автору довелось писать уже на чужбине, близ Норвуда в Англии, куда ему пришлось уехать из-за начавшейся прусской войны. Эта зима холодная, безлюдная, пустынная. Несчастья семьи Писсарро возросли, когда по возвращении в Лувесьен через год, обнаружилось, что дом разорен пруссаками, а большая часть картин, созданных за два десятилетия, погибли. Писсарро пришлось покинуть гостеприимный Лувесьен, где он создал так много прекрасных пейзажей.
Понтуаз — живописный городок на реке Уазе, с которым связано десятилетие творческого взлета Камиля Писсарро, здесь были созданы самые знаменитые, самые вдохновенные его пейзажи, исполненные с гроссмейстерской виртуозностью. Окрестности Понтуаза давали возможность художнику изображать различные картины природы — холмистые поля, перелески, деревенские улицы и дороги, здесь он внимательно наблюдает за крестьянскими заботами, пишет пашни и жатвы.
В понтуазский период Писсарро пишет легко, окутывая все предметы воздушной пылью из мелких движений кисти, пейзажи отличаются легким дыханием, жизнеутверждающим настроением, в них царит редкое ощущение гармоничного синтеза с окружающим миром, с которым автор живет в одном ритме.