Картина «Свадебный поезд в Москве»

Свадебный поезд в Москве

По-разному складываются творческие биографии художников. Одни долго и мучительно ищут свою тему, другие подчиняются требованиям моды. А. П. Рябушкин создал картины, ставшие образцом для подражания многих мастеров последующих поколений. В поэтической форме и со свойственным ему природным чувством национальной декоративности Рябушкин представил образ подлинной древней допетровской Руси, боярской, крестьянской, купеческой. С конца 1900 г. и до самой смерти художник жил и работал в усадьбе Дидвино Новгородской губернии, принадлежащей его близкому другу художнику В. В. Беляеву. Именно там и был создан целый ряд шедевров, главным из которых стал «Свадебный поезд в Москве».

Свадьбу по древнему обычаю положено было играть по осени, после праздника Покрова, или зимой, между Крещением и Масленицей. Долгие предсвадебные хлопоты заканчивались к установленному свадебному дню. Невеста ждала жениха, о приезде которого сообщал перезвон колокольцев «свадебного поезда». Протяжённость свадебной процессии, в зависимости от богатства семьи жениха, доходила порой до 25 упряжек, едущих друг за другом «поездом». Лошадям в волнистые гривы вплетали ленты и цветы. Расписную дугу обматывали полотенцем, привязывали колокольчики. В украшенные сани укладывали большую подушку, обеспечивающую молодым безбедную жизнь.

ЧТО НА КАРТИНЕ?

Ранняя весна, в серо-зеленоватую дымку погружается улица древней Москвы. Сумерки окутывают бревенчатые стены домов, и только вдали, на куполах церквей, огненными всполохами догорают красно-оранжевые лучи солнца. И вдруг среди этой тишины и благолепия возникает яркое сказочное сияние свадебной процессии. Нарядная красная карета, золотистозелёные кафтаны, пёстрые наряды красавиц, блистающие многоцветием, сливаясь в звучный цветовой аккорд, проносятся перед зрителем и исчезают, как волшебное видение...

Когда «Свадебный поезд» появился на выставке, все отмечали не только сюжет, композицию и великолепие бытовых деталей, но и особую прелесть исконно русского пейзажа. Ведь во многом именно слияние пейзажного, исторического и бытового жанров в единое целое дало возможность художнику поэтически передать образ ушедшего прошлого, создать картину подлинной Руси.

О ЧЁМ ГРУСТИТ БОЯРЫШНЯ?

Весёлая толпа сопровождает свадебную процессию. Но в фигуре удаляющейся красавицы есть намёк на драму: сезонный свадебный воз°к со всадниками и скороходами несётся по улице, а одинокая боярышня с печальным выражением лица стремится прочь, словно не желая видеть чужого счастья.

Поделиться ссылкой