Мифология в живописи

РОЖДЕНИЕ ВЕНЕРЫ
С. Боттичелли РОЖДЕНИЕ ВЕНЕРЫ 1484—1486 гг. Флоренция, галерея Уффици

Миф — возникшие на ранних этапах истории повествования, которые были попыткой объяснить устройство мира. Слово «мифология» (от греч. mythologia, от mythos — предание, сказание и logos — «слово, рассказ, учение») ввёл в употребление афинский философ Платон примерно в 400 г. до нашей эры, чтобы отделить реальные исторические события от вымышленных рассказов о богах и героях.

Греческая и римская мифологии оказали огромное влияние на духовную жизнь европейских народов. Особую популярность они приобрели в эпоху Возрождения. Идеальная гармония, виртуозное соединение мифологических и христианских мотивов особенно видны на полотнах итальянского художника Сандро Боттичелли. Например, идею единения язычества и христианства демонстрирует полотно «Рождение Венеры», выполненное для виллы ди Кастелло. Обнажённая богиня Венера здесь возвышенно прекрасна. Тело кажется бесплотным, она вызывает восхищение. Чудо появления богини воспринимается как рождение возвышенной и чистой души, как и следует из христианской веры — из воды, как бы во время таинства Крещения.

ПОПУЛЯРНОСТЬ МИФОЛОГИИ

ОРФЕЙ И ЭВРИДИКА
Н. Пуссен ОРФЕЙ И ЭВРИДИКА (фрагмент) Ок. 1650 г. Париж, Лувр

Мифы Античного мира на протяжении многих столетий вдохновляли и продолжают вдохновлять поэтов и художников разных стран. В Нидерландах мифологическая тема достигла вершины в XVII в. в творчестве Питера Пауля Рубенса. В том же столетии античная мифология начинает звучать во французском искусстве. Основоположником становится Никола Пуссен. Его картины выражают представление художника о радости бытия как о гармонии человека с самим собой, своими чувствами и идеальным миром природы.

АНТИЧНЫЕ СЮЖЕТЫ

В России мифологические сюжеты стали очень популярны во второй половине XVIII — начале XIX столетия. Физическим идеалом признавались античные боги и герои. Поэтому с первых лет обучения будущие художники рисовали гипсовые головы и торсы — слепки с греческих и римских произведений. При сдаче экзаменов молодые люди также часто получали задания на мифологическую тему. Например, Карл Брюллов получил экзаменационную программу (задание) на малую золотую медаль — «Нарцисс, смотрящийся в воду».

КАК ОЦЕНИТЬ РАБОТУ?

К.П. Брюллов НАРЦИСС
К.П. Брюллов НАРЦИСС, СМОТРЯЩИЙСЯ В ВОДУ 1819 г. Санкт-Петербург, Государственный Русский музей

На экзамене Брюллов отступил от академических правил. Он пишет мифологическую сцену не на фоне положенного классического пейзажа, а в реальной природе - в Строгановском саду на Чёрной речке в Петербурге. Преподаватели оказались в сложном положении: всё не по правилам, но так замечательно и живо! Споров был° много, но Брюллов всё же получил медаль!


Поделиться ссылкой