Пит Мондриан: «нечерный» квадрат

Разного рода «квадратов» в истории искусства было так много. Почти одновременно с Малевичем приступает к созданию своих полотен еще один выдающийся живописец начала XX в., абстракционист голландец Пит Мондриан. Начав, как и Малевич, с работ в более или менее традиционных сегодня стилях экспрессионизма и символизма, он постепенно перешел к созданию картин-«формул», изображающих суть его мироздания.

Композиция № 9. Голубой фасад. Пит Мондриан. 1913—1914 гг.
Композиция № 9. Голубой фасад. Пит Мондриан. 1913—1914 гг.

Бытие в равновесии

В основе полотен Мондриана вплоть до середины 1930-х гг. лежит ряд вертикальных и горизонтальных линий всегда черного цвета, разной толщины, составляющих более или менее монументальные или дробные композиционные построения. Некоторые из ячеек, образованных этими линиями, художник заполняет красным, белым, желтым или синим цветом.

Композиция в красном, желтом и голубом. Пит Мондриан. 1921 г.
Композиция в красном, желтом и голубом. Пит Мондриан. 1921 г.
Композиция в желтом, красном и синем. Пит Мондриан. 1928 г.
Композиция в желтом, красном и синем. Пит Мондриан. 1928 г.

Структурное начало

Истоки «матриц» Мондриана лежат в его кубистических штудиях. Достаточно лишь выделить простую геометрическую основу окружающего мира и совместить основные формы в динамичную диагональную или уже более статичную, но пока еще неровную, струящуюся и бликующую, как окна высотки, вертикальную композицию. Таковы его работы начала 1910-х гг. В них фигуративное начало угадывается легко. Да и сами работы выглядят приятными интерьерными украшениями.

Американские радости

Переезд в Нью-Йорк и разрыв с группой «Де Стиль» (есть легенда, из-за того, что один из соратников предложил Мондриану попробовать рисовать диагональные линии) оживили композиции художника. Он увлекся танцами (по воспоминаниям партнерш, делал он это плохо, но с энтузиазмом), и в названиях работ неизменные прежде «композиции» сменились джазовыми и танцевальными мелодиями. А в самих картинах возникли более сложные элементы, такие как двойные линии, линии желтого, а не черного цвета. Последние работы Мондриана напоминали жизнерадостный детский калейдоскоп. В этом и кроется позитивное восприятие его на первый взгляд незатейливых работ.

Победа буги-вуги. Пит Мондриан. 1944 г.
Победа буги-вуги. Пит Мондриан. 1944 г.

«Де Стиль» диктует правила

В объединение «Де Стиль» входили, кроме Мондриана, такие выдающиеся мастера архитектуры и беспредметной живописи, как Тео ван Дусбург, Вильмос Хусзар, Барт ван дер Лек. Увлекшись чистой линией и чистым цветом (дополнительными красным, синим и желтым и основными «не-цветами» — черным и белым), его представители призывали к низвержению традиционных форм искусства и созданию новых живописных традиций, единственно верно отражающих красоту.

Кстати

Дэвид Морган-Мар хотел назвать свой уникальный язык программирования Mondrian в честь художника, но назвал его в итоге Piet. Оказывается, Мондриан настолько известен, что в его творчестве разбираются буквально все, начиная со случайных прохожих и заканчивая любознательными работниками ИТ-индустрии.




Поделиться ссылкой