Портрет

Фаюмский портрет. Портрет молодой дамы. II в.
Фаюмский портрет. Портрет молодой дамы. II в. Дерево, энкаустика. Париж, Лувр

ФАЮМСКИЙ ПОРТРЕТ

Первые живописные портреты были созданы в Египте в I—IV вв. нашей эры. Это были надгробные изображения умерших людей, написанные восковыми красками или темперой на тонких деревянных дощечках. Они вошли в историю мирового искусства под названием «фаюмские портреты». Название произошло по месту первой крупной находки подобных произведений в погребениях в Фаюмском оазисе среди пустыни на севере Египта.

На лицо мумии накладывали не условную маску, как это было принято в Древнем Египте, а создавали вполне реалистические портреты. Часто портреты писались ещё при жизни человека, и они могли долго украшать стены жилища. После смерти хозяина портреты вырезались и вставлялись в бинты, обёртывающие мумию.

Анна Клевская

ПОХОЖ ИЛИ НЕ ПОХОЖ?

Вопрос о сходстве — один из самых спорных. Заказчик хочет видеть себя красивым, его родные и друзья — узнаваемым. А художник может до неузнаваемости облагородить не слишком красивую внешность. Английский король Генрих VIII влюбился в Анну Клевскую по портрету, написанному художником Гольбейном Младшим. Но когда девушка приехала, король был так разочарован, что отослал невесту обратно...

АВТОПОРТРЕТ -«СВОЁ ИЗОБРАЖЕНИЕ»

Рембрандт
Рембрандт АВТОПОРТРЕТ 1640 г. Холст, масло. Лондон, Национальная галерея

Изображения, сделанные художником с самого себя, были известны уже в античном искусстве. Но как самостоятельная разновидность портретного жанра автопортрет сложился только к XVI в.

Автопортрет часто становится своеобразной биографией мастера. В нём художник раскрывается, рассказывает о себе, о своих тайных мыслях, чувствах, стремлениях. Поразительной мудростью и добротой веет от изображения великого Рембрандта — голландского живописца, прожившего тяжёлую, но наполненную смыслом творчества жизнь.

В большинстве случаев художник пишет автопортрет, используя одно или несколько зеркал или по памяти.

ПАРАДНЫЕ И КАМЕРНЫЕ

ЕКАТЕРИНА II НА ПРОГУЛКЕ В ЦАРСКОСЕЛЬСКОМ ПАРКЕ 1794 г.
В.Л. Боровиковский ЕКАТЕРИНА II НА ПРОГУЛКЕ В ЦАРСКОСЕЛЬСКОМ ПАРКЕ 1794 г. Холст, масло. Москва, Государственная Третьяковская галерея

Если герои произведения принимают торжественные позы и будто красуются перед нами, то такие изображения носят название парадных (официальных) портретов. В них художник обязан рассказать, кем был этот человек. Если полководец — то он изображается в военных доспехах и на коне. Если император — то в короне, горностаевой мантии, с державой и скипетром.

Иногда, наоборот, кажется, что художник застал человека случайно и незаметно для героя создал его изображение. В искусстве такой портрет называют интимным, или камерным, как, например, портрет Екатерины II, созданный Владимиром Боровиковским. Императрица изображена милой пожилой дамой, гуляющей по аллее Царскосельского парка в сопровождении любимой собачки. Если на картине представлен один человек, то такой портрет называется одиночным. Бывают и портреты, представляющие целую группу людей. Такие изображения называют групповыми портретами.

Поделиться ссылкой