Портреты городов

Ф.Я. Алексеев КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ В МОСКВЕ
Ф.Я. Алексеев КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ В МОСКВЕ (фрагмент) 1801 г. Москва, Государственная Третьяковская галерея

Пейзаж как жанр зародился в VII в. Именно тогда в китайском искусстве появились первые изображения окружающего мира. Длинные шёлковые свитки-картины содержали глубокий философский смысл и представляли собой модели Вселенной, где все элементы природы — небо, земля, горы — взаимосвязаны. Однако эти произведения не передавали картин подлинной природы. Лишь эпоха Возрождения принесла в искусство не условные, а вполне реалистические пейзажи.

Вначале это были рождённые фантазией художника виды природы, населённые мифологическими или библейскими героями. Они любовно составлялись из отдельных мотивов: где-то мастер увидел живописное озеро, где-то — причудливо изогнутое дерево, полуразрушенный замок или великолепный дворец, а затем он использовал свои впечатления для создания пейзажа. В XVII в. пейзаж стал самостоятельным жанром. Постепенно в нём выделилось три основных сюжетных направления: городской пейзаж, морской и сельский.

ЧТО ТАКОЕ «КАМЕРА-ОБСКУРА»?

Для большей точности «снятия вида» использд-вался специальный прибор — камера-обскура: на заднюю стенку светонепроницаемого ящика проецировался пейзаж, который зарисовывался а затем по квадратам увеличивался до нужного размера. Благодаря такой документальной точности изображения позднее удалось восстановить многие архитектурные шедевры.

ВЕДУТА

НОВЫЙ РИМ. ЗАМОК СВЯТОГО АНГЕЛА
С.Ф. Щедрин НОВЫЙ РИМ. ЗАМОК СВЯТОГО АНГЕЛА Ок. 1823 г. Санкт-Петербург, Государственный Русский музей

В Венеции изображения городов, написанные с топографической точностью, называли «ве-дуты» (от ит. veduta — «увиденная», «вид местности»). Расцвет этого нового пейзажного жанра приходится на XVIII в. Среди зарубежных мастеров ведуты особую известность получил итальянец Джованни Антонио Канале, больше известный под прозвищем Каналетто. Он создавал прекрасные панорамные виды своего родного города Венеции, праздничные, нарядные и вместе с тем правдивые. Эти картины с удовольствием приобретали европейские путешественники-аристократы, так как им хотелось сохранить память о тех городах, которые они посетили. Продолжателем «венецианского» топографического пейзажа в России можно назвать Федора Алексеева, в течение нескольких лет учившегося этому искусству в Италии. Его виды Москвы и Петербурга стали подлинными живописными документами истории. За мастерство в создании таких пейзажей современники называли художника «российским Каналетто». Одним из первых живописцев, кто начал работать не в мастерской, а на открытом воздухе, стал Сильвестр Щедрин. Большую часть жизни художник провел в Италии, поэтому его картины в основном посвящены благодатной итальянской земле, где, кажется, царит вечное лето.

ВИД НА АДМИРАЛТЕЙСТВО И ДВОРЦОВУЮ НАБЕРЕЖНУЮ ОТ ПЕРВОГО КАДЕТСКОГО КОРПУСА
Ф.Я. Алексеев ВИД НА АДМИРАЛТЕЙСТВО И ДВОРЦОВУЮ НАБЕРЕЖНУЮ ОТ ПЕРВОГО КАДЕТСКОГО КОРПУСА 1810 г. Санкт-Петербург, Государственный Русский музей
Поделиться ссылкой