Предшественники импрессионизма

«Искусство есть посредник того, что нельзя высказать.»
Иоганн Гете

Никакое явление в мире, к какой бы сфере оно ни относилось, не возникает в безвоздушном пространстве. Очень во многом «революция» импрессионизма обязана своим непосредственным предшественникам-пейзажистам, работавшим в 1820-1860 годах во Франции. Но почти все импрессионисты говорили и о влиянии на их творчество более старых мастеров.

Картины Питера Пауля Рубенса
Картины Питера Пауля Рубенса полны света и радости. Многофигурные полотна полнокровны и наполнены жаждой жизни. Но когда однажды художника спросили, почему у него грустные глаза, он ответил: «Они видели слишком много людей…

Яркие краски и промежуточные тона начали использовать еще художники венецианской школы эпохи Ренессанса. Те же приемы прослеживаются и у испанских живописцев: Эль Греко, Сурбарана, Веласкеса и, конечно же, Гойи. Они не интересовались пленэром и оттенками цвета, но вели глубокие изыскания в передаче света, одного из главных компонентов в импрессионизме.

Примерно в одно время с Веласкесом в Нидерландах творил другой великий художник — Рубенс, фанатично работавший с цветовой палитрой. Он первый сделал тени цветными, противопоставив их более холодному основному свету, и постепенно отказался от черного цвета, которого не будет и в палитре импрессионистов.

И, конечно, нельзя не упомянуть английских пейзажистов: Констебла, Тёрнера и других, которые подсказали импрессионистам направление в поисках градаций одного и того же цвета.


Поделиться ссылкой