Пуантилизм. Строгий расчет

Идея рисовать точками может прийти в голову человеку на скучном совещании. Или — если он один из художников-пуантилистов. Последним ее воплощение в жизнь принесло заслуженную славу.

В каждой строчке только точки

Пуантилизм, получивший название от французского point — «точка», предлагает создавать изображение на полотне маленькими раздельными мазками правильной формы, круглыми или прямоугольными, «как кисть ложится». И не случайно в этом названии слышится резкий быстрый перестук пуантов — балетных туфель. По ощущению принцип пуантилизма схож с техничным безжалостным воздушным танцем на пуантах — легкость, четкая композиция и прекрасная искусственность. Смысл живописи пуантилизма в отказе от смешения красок на палитре или холсте. Цвета, включая контрастные (дополнительные), должны сложиться в цельное изображение за счет оптического эффекта на сетчатке глаза зрителя, как это происходит в природе при восприятии солнечного света.

Воскресный день на острове Гранд-Жатт. Жорж Сёра. 1884—1886 гг
Воскресный день на острове Гранд-Жатт. Жорж Сёра. 1884—1886 гг

Первый шедевр пуантилизма

А началось все с увлечения импрессионистов недавно открытыми оптическими законами. Их младшие товарищи, среди которых был Жорж Сёра, также увлеклись теорией цвета. Результатом стала картина «Воскресный день на острове Гранд-Жатт», впервые экспонировавшаяся на последней выставке импрессионистов в 1886 г.

Целью экспериментов Сёра было создание живописного эффекта световоздушной среды. Художник уловил залитое солнцем пространство побережья, где плоские цветные силуэты, лишенные объема и тени, кажутся вплавленными в этот день, реку, деревья. Стоит изменить точку зрения, и одни фигуры проявляются, другие растворяются в жарком мареве полдня.

Картина произвела на зрителей сильное впечатление и указала импрессионизму дальнейший путь развития.

Заманчивый эксперимент

Ранняя смерть Сёра прервала его художественные поиски. Но пуантилизм (его еще иногда называют дивизионизмом) уже разворачивался во всей яркости и бесстрастной четкости своих работ.

Художники Поль Синьяк, Анри Кросс, Люсьен Писсарро и несколько лет даже поэтичный Камиль Писсарро — этот «импрессионист импрессионистов» — отдали должное такому строгому и ответственному, научно обоснованному делу, как живопись в технике пуантилизма.

Капо ди Ноли. Поль Синьяк. 1898 г
Капо ди Ноли. Поль Синьяк. 1898 г

Очень дорого

Картины пуантилистов сегодня пользуются неплохим спросом на художественном рынке. Так, рисунок Жоржа Сёра «В Японском диване», написанный карандашом и гуашью, был продан на аукционе «Сотбис» за 4 миллиона 992 тысячи 750 евро, что впятеро превысило первоначально установленную цену. К тому же «В Японском диване» установил абсолютный рекорд повышения стоимости произведения искусства среди проданных во Франции рисунков за 2008 г. Такие «соревнования», разумеется, не влияют на художественную ценность произведений, но служат неплохим стимулом для изучения творчества вновь и вновь входящих в моду художников.

Тон задает Византия

Картины, состоящие из цветных точек, — изобретение не XIX в. Если вы сложите по рисунку те же самые точки, только изготовленные из другого материала, — обточенные кусочки поделочного камня, квадратики застывшей мастики или цветного стекла, то у вас получится один из вариантов традиционной средневековой византийской мозаики.

Византийская мозаика. Восточная церковь. Феодориас. VI в.
Византийская мозаика. Восточная церковь. Феодориас. VI в.



Поделиться ссылкой