Религиозная живопись

МЕДНЫЙ ЗМИЙ
Ф.А. Бруни МЕДНЫЙ ЗМИЙ 1841 г. Санкт-Петербург, Государственный Русский музей Сюжет Ветхого Завета стал основой гигантской картины. На огромном холсте (48 м2!) представлен эпизод сорокалетнего странствия иудейского народа, освобождённого Моисеем из египетского рабства, в поисках Земли обетованной. Разгневанный Господь послал провинившимся людям наказание — дождь из ядовитых змей, и только тот, кто раскается, останется в живых.

ТАЙНЫ КАТАКОМБ

Первые известные изображения, связанные с христианской религией, относятся к II—IV вв., ко времени, когда христианство преследовалось языческой Римской империей. В росписях пещер-катакомб соединялись античные мотивы с христианскими тайными символами. Так, певец Орфей отождествлялся с библейским царем Давидом-псалмопевцем, Персей, победивший чудовище, — со святым Георгием Змееборцем. В Евангелии Бог сравнивается с виноградарем, а Христос — с пастырем, и приверженцы новой веры прекрасно понимали смысл иносказательных сцен сбора винограда или пастуха со стадом, изображённых на стенах пещер. В 313 г. гонения прекратились, так как император Константин I Великий своим эдиктом признал за христианством равные права с другими религиями, а вскоре оно стало государственной религией Восточной Римской империи. С этого времени начинается активное строительство и украшение храмов.

ТИТАН ВОЗРОЖДЕНИЯ

Леонардо да Винчи БЛАГОВЕЩЕНИЕ
Леонардо да Винчи БЛАГОВЕЩЕНИЕ 1473—1475 гг. Флоренция, галерея Уффици

Отражение библейских событий становится основной темой искусства Средних веков, а затем эпохи Возрождения, пришедшей на смену строгому, суровому Средневековью. Одним из шедевров эпохи Возрождения является величественно-спокойная композиция «Благовещание», созданная Леонардо да Винчи для монастыря Сан-Бартоломео в 1470 г. Художник отступил от традиции и первым показал этот эпизод Нового Завета не в закрытом помещении, а на фоне пейзажа, что усиливает впечатление реальности происходящего действия.

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
И.Е. Репин РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО 1890 г. Москва, Государственная Третьяковская галерея

РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИВОПИСЬ

Священная библейская история, живущая в древнерусском искусстве в иконах и фресках, с середины XVIII в. становится одной из главных тем светской живописи. В картине художник свободен от церковного канона. Перед ним не ставится строгая задача точной передачи текста. Иконопись больше обращалась к Новому Завету, к сюжетам из жизни Христа, Богородицы и христианских святых. Сюжеты Ветхого Завета (это древнейшая часть Библии) изображались реже. Историческая картина использует тексты Ветхого Завета значительно чаще.

 

 

 

 

 


Поделиться ссылкой