Великие битвы

БИТВА ПРИ САН-РОМАНО
П. Уччелло БИТВА ПРИ САН-РОМАНО 1456—1457 гг. Париж, Лувр

Формирование батальной живописи относится к XVI—XVII вв., но изображения битв известны в искусстве с древнейших времён. Сцены сражений впервые появляются уже в наскальных рисунках, так как и в те давние времена люди вступали в ожесточённые схватки, отстаивая свои интересы. Рельефы Древнего Востока представляют царя или полководца, истребляющего врагов, осады городов, шествия воинов. В древнегреческой росписи на вазах, рельефах храмов воспевается воинская доблесть мифических героев как образец для подражания. Потом в искусстве начинают фиксировать знаменательные исторические события, например военные походы Александра Македонского представлены на фресках древней Помпеи.

ХУДОЖНИК ДЕЙСТВУЮЩЕЙ АРМИИ

ПЕРЕД АТАКОЙ. ПОД ПЛЕВНОЙ
В.В. Верещагин ПЕРЕД АТАКОЙ. ПОД ПЛЕВНОЙ 1881 г. Москва, Государственная Третьяковская галерея

Крупнейшим баталистом в русском искусстве был В. В. Верещагин. В своих произведениях художник рассказывает о тех военных действиях, в которых он сам принимал непосредственное участие (единственным исключением является цикл, посвящённый войне с Наполеоном). Верещагин всегда работал сериями. Первая — «Туркестанская» — связана с походом в Среднюю Азию. Следующая, самая известная, посвящена событиям Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

РАСЦВЕТ БАТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ

СДАЧА БРЕДЫ
Д. Веласкес СДАЧА БРЕДЫ (фрагмент) 1634—1635 гг. Мадрид, музей Прадо

Первый расцвет батального жанра приходится на эпоху Возрождения. В это время необычайно вырос интерес к истории: войнам, победам, завоеваниям и героям. Одним из ранних шедевров европейской батальной живописи стало произведение Паоло Уччелло «Битва при Сан-Романо».

XVII в. взглянул на батальную картину иначе, с интересом не только к происходящему зрелищу, но и к чувствам, поведению персонажей. Возвышенным благородством и достоинством наделены герои картины Веласкеса «Сдача Бреды», причём эти качества присущи как победителям, так и побеждённым.


Поделиться ссылкой