Жан Батист Камиль Коро (1796-1875)

«Месье Коро — единственный и исключительный художник вне всяких жанров и школ; он ничему не подражает, даже природе. Сам он неподражаем.»
Эдмон Абу

Каждый художник — ниточка, которую не выдернуть из полотна истории живописи, не повредив рисунок. И все-таки всем достается разная роль: разрабатывать мотивы, совершенствовать технику, отражать идеологию момента... А многим ли достается прокладывать путь к новой вершине?

От прилавка — к мольберту

Камиль Коро «Автопортрет»
Камиль Коро «Автопортрет» (ок. 1835)

Камиль Коро — один из тех немногих художников, которых можно назвать практически самоучками. Он родился в семье, весьма далекой от богемной или артистической среды. По одним сведениям, его отец занимался драпировкой мебели, по другим — был владельцем небольшого магазина тканей, но в итоге возглавил одно из парижских ателье мод. И,разумеется, мальчика ждала та же стезя.

С семи лет Камиль был отдан на обучение в пансион, в одиннадцать родители отправили его в Руан — в одном из колледжей этого города Коро-старший сумел получить для сына стипендию. Камиль, послушный родительской воле, старательно готовился к тому, чтобы преуспеть в коммерции. В девятнадцать лет его взяли приказчиком в лавку торговца сукном Ратье. Но увы,

несмотря на все старания, толку от Камиля было мало: у него никак не получалось торговаться, расхваливать товар и набивать цену. Вскоре хозяин понизил его до разносчика товаров,но и тут юноше не было места — слегка рассеянный и совершенно не хваткий, он скорее мешал, нежели помогал.

Годы шли, а торгового опыта и навыков у младшего Коро не прибавлялось. Неизвестно,что стало последней каплей, но в 1822 году двадцатишестилетний Камиль пришел к отцу и решительно заявил, что больше не будет заниматься торговлей, а хочет стать художником. Какому коммерсанту хочется услышать подобные слова от наследника? Но, видимо, папаша Коро уже успел убедиться, что на этом поприще его сын отнюдь не блистает, а потому согласился и даже порадовался, что не придется покупать Камилю пай в торговом деле. Так началась настоящая жизнь художника Коро.

«При помощи черных, белых и серых цветов и их бесконечных оттенков он писал природу так, что все его произведения сохранили свежесть, в то время как соусы и рагу его современников поблекли и почернели» (К. Моклер о Коро)

Париж — Рим — Фонтенбло

Легко ли начинать учиться в двадцать шесть лет? Но Коро это не пугало. Молодой человек поступил в мастерскую Мишалона, а после его смерти перешел к Виктору Бертену. Камиль чрезвычайно усидчиво и прилежно перенимал искусство обоих знаменитых пейзажистов, но это был краткий и единственный период ученичества в его жизни.

Утро в Венеции
Камиль Коро «Утро в Венеции» (1834)

Куда большему он смог научиться, покинув в 1825 году Францию и на время переехав в Италию. Три года, проведенные в Риме, оказались периодом становления Коро-живописца. Он пишет пейзаж за пейзажем, на его полотнах — природа и архитектура, а сами картины больше напоминают этюды. Раз за разом художник изображает один и тот же вид, постепенно приходя к мысли, что «все написанное с первого раза более искренне и красиво по форме». Коро учится схватывать самое первое впечатление с натуры и все увереннее сочетает его с продуманной, целостной композицией картины. Именно тогда из-под его кисти вышли «Вид Колизея из сада Фарнезе» (1826) и «Мост Августа на реке Нера» (1827).

Довольно скоро Коро вернулся во Францию, но теперь он избегал Парижа. Поселившись в Виль-д'Аврэ неподалеку от Фонтенбло, он без устали писал пейзажи родных мест. Иль-де-Франс, Пикардия, Бургундия, Нормандия — художник совершил настоящий вояж по провинциям: «Вид Руана», «Старинный рыбачий порт Онфлёр», «Собор в Шартре» (1830), «Сена. Набережная Орфевр» (1833), «Рыбачьи лодки в Трувиле» (1835).

Лес Фонтенбло
Камиль Коро «Лес Фонтенбло» (1846)

Он еще дважды посетил Италию, в 1834 и 1843 годах, но теперь писал пейзажи не в окрестностях столицы, а в Тоскане, Венеции и Милане. Постепенно у художника стала складываться очень характерная и узнаваемая манера письма: светлые тона и почти полное отсутствие зеленой краски, что кажется удивительным для пейзажиста. Коро заменил ее на серебристо-серую гамму, богатство оттенков которой на его картинах поражает: «Танец нимф» (1851), «Воспоминание о Мортфонтене» (1864), «Порыв ветра» (1865-1870). Раннее утро, вечерние сумерки, облачный день — переходное состояние природы Коро передает жемчужной дымкой, переливающейся по всему полотну.

Утро. Танец нимф
Камиль Коро «Утро. Танец нимф» (1850)

Именно эта манера принесла ему известность. Регулярно выставлявший свои картины в Парижском салоне, до этого времени КамильКоро сумел продать всего несколько картин. Теперь же его настигла внезапная популярность.

Позднее признание

Камиль Коро был чрезвычайно трудолюбив. Задолго до импрессионистов он разработал метод многократных этюдов и писал один и тот же вид при разной погоде и в разное время суток, улавливая тончайшие изменения оттенков и получая серии картин, глубоко и полно раскрывавших характер и очарование пейзажа.

Интерес к его картинам оказался настолько велик, что Коро буквально засыпали заказами. Торговцы картинами, галереи,коллекционеры, ученики, деньги — теперь у Камиля было все, чего только мог пожелать живописец. Спрос на его пейзажи был столь огромен, что Коро едва успевал делать копии со своих картин. Конечно, сюжеты повторялись, но сам пейзажист не видел ничего дурного в повторении мотивов, ведь всякий раз в них открывалось что-то новое. Деньги и слава не изменили его характера, Камиль был по-прежнему предан друзьям и никогда не отказывал в материальной помощи молодым художникам.

Воспоминание о Мортфонтене
Камиль Коро «Воспоминание о Мортфонтене» (1864)

Искусствоведы полагают, что за свою творческую жизнь Коро сумел создать около трех тысяч картин, хотя есть мнение, что часть полотен, подписанных его именем, на самом деле созданы его учениками, которым мастер хотел помочь продать картины.

Пройдя путь от классического пейзажа через романтизм и реализм, Камиль Коро вплотную подошел к художественным открытиям импрессионистов, которые считали его одним из своих учителей.




Поделиться ссылкой