Жан Франсуа Милле (1814-1875)

«В Барбизоне властвуют два корифея. Один обращен к деревьям, второй — к лугам... Поделили страну между собой: Руссо принадлежит лес, Милле — равнина. И ни один из них никогда не переходит дорогу другому.»
Шарль Фремин

Человек из народа, крестьянин, оставивший соху и воспевший крестьянский труд в своих картинах, Жан Франсуа Милле — один из любимых художников Винсента Ван Гога — создал образы такой силы, что гений следующего поколения «цитировал» его и даже подражал ему на протяжении почти всей творческой жизни.

Жан, крестьянский сын

Жан Франсуа Милле
Жан Франсуа Милле

4 октября 1814 года в небольшой деревушке в Нормандии, на берегу Ла-Манша, родился мальчик, получивший имя Жан Франсуа. Его родители были зажиточными крестьянами и сына с малолетства приучали к труду. Жан работал на ферме, ходил за коровами, помогал в поле, и, казалось, что может ждать его, кроме обычных житейских хлопот об урожае и приплоде?

Но все оказалось не так просто. У мальчика с детства проявился талант к рисованию. К счастью, отец и мать восприняли это как божий подарок их ребенку и не препятствовали стремлению маленького Жана к образованию. К тому же один его дядя выучился на врача, а второй был священником. Оба любили племянника и не жалели времени, обучая его чтению, письму и латыни, так что для крестьянского сына Жан Франсуа Милле имел неплохое образование, а любовь к литературе сохранил на всю жизнь.

Однако осуществить мечты и начать обучение живописи он смог только ближе к своему двадцатилетию. В 1833 году, получив родительское благословение и деньги на учебу, Жан поступил в мастерскую портретиста дю Мушеля в Шербуре. Потом перешел под крыло к художнику-баталисту Ланглуа, который к тому же был смотрителем местного музея и открыл юноше прекрасный мир старых картин кисти голландцев и испанцев XVII века. В 1837 году Жан приехал в Париж, чтобы продолжить обучение у Поля Делароша, писавшего исторические полотна.

Поначалу Милле шел проторенным путем классицизма. Сюжетами его работ были мифологические сюжеты: «Жертвоприношение Пану» (1845), «Эдипа снимают с дерева» (1847). Но вскоре он понял: академизм и мифология — совсем не то, о чем и как он хотел писать.

В начале 1840-х годов Жан Франсуа написал несколько портретов близких ему людей. Это был первый, пусть и небольшой, шаг к шедеврам, которые прославили его в будущем. Художник начал изучать облик и характер крестьян родной Франции.

Переломным моментом в его жизни стала революция 1848 года. Милле навсегда покинул Париж и переехал в Барбизон, где жил и творил до конца своих дней.

«Искусство — это сражение; в искусстве надо жертвовать своей шкурой» (Ж. Милле)

«Богатырь с руками пахаря»

Так назвал Милле знаменитый французский писатель Ромен Роллан. Переселившись в окрестности Фонтенбло, Жан Франсуа в буквальном и переносном смысле вернулся к земле и корням. К тому времени художник уже давно женился, у него была большая семья. Вместе со всеми он по утрам работал в поле, а потом уходил в мастерскую, полную холстов, книг и слепков античных скульптур.

Милле дружил с Теодором Руссо, был в прекрасных отношениях с другими художниками. Он непререкаемый авторитет в области буколической поэзии, Гомера и Вергилия, почитатель и знаток Шекспира, поклонник философии Монтеня. Своих героев он искал и находил в полях и лесах французской провинции, и хотя сам Жан Франсуа не ставил себе задачу разрешения острых социальных вопросов, многие видели в его работах именно социальную направленность.

Своей темой Милле выбрал крестьянина и его труд. Сдержанный колорит, резкая светотень, изумительно точно отображенные типичные жесты, позы, действия — собирательный образ, вот истинная цель живописца.

«Я работаю, чтобы собрать как можно больше материала на будущее, однако боюсь, что не успею запечатлеть все, что меня вдохновляет» (Ж. Милле)

Милле искал типы, пытался отразить извечную борьбу человека и природы, воспеть тех, кто держит на своих плечах саму землю, героизм каждодневного, титанического труда... При этом каждая его картина воспринималась как очередной социальный манифест. Его знаменитый «Сеятель» (1850) произвел фурор на выставке в Парижском салоне. В эпически-монументальных фигурах крестьянок на картине «Сборщицы колосьев» (1857) усматривали вызов и угрозу существующим устоям.

Жан Франсуа Милле «Сеятель»
Жан Франсуа Милле «Сеятель» (1850)
Жан Франсуа Милле «Сборщицы колосьев»
Жан Франсуа Милле «Сборщицы колосьев» (1857)
Жан Франсуа Милле «Вечерний благовест / Анжелюс»
Жан Франсуа Милле «Вечерний благовест / Анжелюс» (1857—1859)

А ведь Милле умел отражать на своих полотнах и тонкие душевные переживания. Картина «Анжелюс», или «Вечерний благовест» (1859) изображает крестьян, прервавших работу в поле для вечерней молитвы об усопших. Низкий закатный свет освещает две кроткие фигуры, совершенно земные и одновременно прикасающиеся к вечности. Но критикам и зрителям больше запомнились его «Крестьянка, пасущая корову» (1859) и «Человек с мотыгой» (1863), названные манифестом бедности и нарастающего народного гнева.

К концу жизни Милле все чаще писал картины, на которых уже не было людей, только природа.«Зимний пейзаж с воронами» (1866) печален и затемнен. Кажется ли, что художника постигло разочарование, что он так и не нашел, чего искал в жизни? Нет. Последняя картина, вышедшая из-под кисти Жана Франсуа Милле, — это «Весна» (1868-1873). Полная света и красок, она провозглашает торжество жизни.

«В живописи Милле есть все для того, чтобы разозлить буржуа» (Т. Готье)

Поделиться ссылкой